Юриспруденция » Законодательные гарантии независимости судебной власти в Российской Федерации » Социально-экономические гарантии независимости судебной власти

Социально-экономические гарантии независимости судебной власти

В ч. 4 Ст. 9 Закона «О статусе судей в Российской Федерации» указано: «Гарантии независимости судьи, включая меры его правовой защиты, материального и социального обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на всех судей в Российской Федерации и не могут быть отменены и снижены иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации». Экономические и социальные гарантии независимости судебной власти закреплены в ст. 19 "Материальное обеспечение судей" и ст. 20 "Меры социальной защиты судьи и членов его семьи" Закона.

Социально-правовой гарантией независимости судьи является установленный законом особый порядок обеспечения жизнедеятельности судьи и членов его семьи как в период осуществления им судейских полномочий, так и при уходе в отставку: неприкосновенность судьи, особая защита государством жизни и здоровья судей и членов их семей, предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу, право судьи на отставку и соответствующее материальное и социальное обеспечение в этот период.

Объем социально-правовой защиты судей определяется стажем работы в должности судьи и установлен целым рядом российских законов, иных нормативных правовых актов. Вопросы заработной платы и материального обеспечения судей регулируются Законом о статусе судей, ст. 2 Федерального закона «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» от 10 января 1996 г. №6-ФЗ, Указами Президента Российской Федерации и некоторыми другими нормативно-правовыми актами. Размеры должностных окладов судей устанавливаются в соответствии с их должностью в процентном отношении к определяемому федеральным законом должностному окладу Председателя Верховного Суда Российской Федерации и Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и не могут быть менее 50% их оклада. Должностной оклад судьи не может быть менее 80% должностного оклада председателя соответствующего суда. Федеральным законом о дополнительных гарантиях установлены конкретные размеры должностных окладов судей Российской Федерации в процентном отношении к должностному окладу Председателя Верховного Суда Российской Федерации и Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Этим же законом определены составные части заработной платы судей и их размеры.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 124) финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом. Это положение Конституции имеет цель оградить суды от местных влияний, создать условия для их подлинной независимости, поставить все суды в равные материально-технические условия, обеспечивающие осуществление правосудия.

На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что основной социально-экономической гарантией независимости судебной власти является определенное денежное вознаграждение лицам, занимающим должность судьи, предусмотренное в п. 1 ст. 9 Закона о статусе судей. Согласно данной норме независимость судьи обеспечивается предоставлением за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу. В ст. 19 данного Закона положение о материальном обеспечении конкретизируется тем, что:

- устанавливается структура заработной платы судьи, предусматриваются другие денежные выплаты судьям в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;

- закрепляется возможность судьи, достигшего определенного возраста (мужчины – 60 лет, женщины – 55 лет), уйти в отставку с ежемесячным пожизненным содержанием;

- устанавливается размер ежегодного оплачиваемого отпуска, предоставляемого судье;

- предусматривается обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий судей отдельными жилыми помещениями (с учетом права на дополнительную жилую площадь), право на внеочередную установку телефона, право на медицинское обслуживание и т.д.

Смотрите также:

Прерогативы президента в вопросе о гражданстве
Согласно п. "а" ст. 89 Конституции РФ, Президент уполномочен решать вопросы гражданства Российской Федерации. Следует отметить, что отнесенные п. "в" ст. 71 к ведению Российской Федерации вопросы гражданства России решаются, прежде всего федеральным парламентов путем принятия за ...

Перспективы реформы: важнейшие проблемы
Важнейшие моменты реформы, вызывающие пристальное внимание «регионалов» – это проблема «сильной, эффективной и авторитетной» вертикали государственной власти, механизм и структура взаимодействия (диалога) федерального Центра и регионов 9 федеральные округа), политическая роль региональных лидеров ( ...

Информационное взаимодействие при ведении ГКН
Орган кадастрового учета в срок не более чем пять рабочих дней со дня завершения кадастрового учета представляет документы о данном учете в государственные органы, определенные Правительством Российской Федерации. При этом в случае, если в соответствии с кадастровыми сведениями право на объект недв ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.coalink.ru