Юриспруденция » Разделение властей в РФ » История развития теории разделения властей

История развития теории разделения властей

Страница 2

В соответствие с этим видением вопроса полномочия принимать законы (законодательная власть) возлагаются на парламент, а полномочия осуществлять их (исполнительная власть) – на монарха и правительство (кабинет министров). Все виды публично-властной деятельности и реализующие их государственно-властные органы располагаются в иерархическом порядке. Верховной властью объявляется законодательная. Все иные ветви власти подчинены ей, но вместе с тем оказывают на нее активное воздействие.

Таким образом, Дж. Локк активно выступал против концепции абсолютизации и неограниченной власти. Он считал, что поскольку она сама не подчиняются закону, то, следовательно, она не может обеспечить подчинение ему и других властей и лиц. Такая власть не способна также гарантировать и естественную свободу человека.

Аналогичные идеи о Теории разделения властей развивались и дополнялись позднее в работах Ш. Монтескье. Неразрывно связывая идею политической свободы с идеей гражданской свободы и выступая за строгое соблюдение законов, регулирование отношений между гражданами и государством, Монтескье также как и Локк , усматривает в четком разделении властей и взаимном сдерживании не только реальную гарантию прав и свобод граждан, но и их защиту от государственного произвола и беззакония. Отсутствие такого разделения властей, равно как и отсутствие механизма взаимного сдерживания друг друга, с неизбежностью ведут, по мнению мыслителя, к сосредоточении власти в руках одного лица, государственных органов или группы людей, а также к злоупотреблению государственной властью.

В отличие от идей Локка идеи Монтескье дополнялись наличием в Теории разделения властей помимо законодательной и исполнительной еще и судебной властью и принципом независимости судей от первых двух властей. Рассмотренная им триада из законодательной, исполнительной и судебной власти стала классической формулой теории конституционализма.

Идеи Теории разделения властей были широко представлены в таких фундаментальных актах, как:

Декларация прав и свобод человека и гражданина, ст. 16 (1789 г.);

Конституция Франции, ст. 3, отд. 1, гл. 2 (1791 г.).

В России особое внимание теории разделения властей уделял М.М. Сперанский. В своем «Введении к уложению государственных законов» (1890 г.) он предлагал два варианта самодержавной власти на основе закона и принципа разделения властей. Первый вариант предполагал лишь формальное действие теории разделения властей, настоящая же власть принадлежала бы самодержавию; во втором варианте самодержавие прикрывалось бы не только внешними формами, а действовало бы не только формально, но и фактически (реально).

В советской и постсоветской литературе мало внимания уделялось теории разделения властей. До весны 1985 г. (начало перестройки) о ней если и говорили, то с сугубо академических позиций или в критическом плане.

С началом «перестройки» о теории разделения властей пишут довольно много, хотя и в упрощенном плане. Говоря о взаимоотношениях законодательной и исполнительной власти и о зачатках теории разделения властей в современной России необходимо исходить из существования трех относительно самостоятельных периодов становления и развития данного процесса:

апрель 1985 г. – сентябрь 1993 г.

формально-юридическое закрепление принципа разделения властей;

начало его реального воплощения в жизнь.

В самом начале данного периода по инерции продолжало доминировать восприятие государственной власти в лице Советов как явления единого и неделимого. Традиционно считалось, что в плане применения теории разделения властей к Российской действительности разделению подлежат не сами ветви государственной власти, а лишь властные функции. Причем вопрос о разделении функций нередко переносился с государственной сферы жизни на общественную и партийную. Огромное внимание уделялось четкому разделению функций государственных и партийных органов, недопустимости подмены и дублирования их друг другом.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Метод наблюдения
Под методом наблюдения в психологии понимается специально организованное, преднамеренное, целенаправленное восприятие исследователем разнообразных внешних проявлений психики непосредственно в жизни, в ходе расследования, судебного разбирательства и в других сферах правоприменительной деятельности. ...

Полномочия представительного органа местного самоуправления
Определение круга полномочий, которое дается в уставах муниципальных образований, не должно противоречить нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу. В данном случае – Закону Санкт-Петербурга «О местном самоуправлении в Санкт-Петербурге» от 18 июня 1997 г, ст. 15 которого устанавли ...

Исторические аспекты развития законодательства об индивидуальной предпринимательской деятельности в России
Изучая сущность индивидуального предпринимательства, необходимо знать его истоки и процесс развития. Предпринимательство играло основную роль в распространении цивилизации, но его история никогда не занимала общественное сознание. Сейчас такой бизнес все больше признается как созидательная сила эко ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.coalink.ru