Юриспруденция » Разделение властей в РФ » Система "сдержек и противовесов"

Система "сдержек и противовесов"

Страница 1

В системе высших властных структур современного Российского государства особое место занимает институт Президентства.

Согласно КРФ Президент является главой государства. Он выступает как гарант КРФ, а также как гарант прав и свобод человека и гражданина. В установленном КРФ порядке Президент принимает меры "по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти". Согласно со своими полномочиями Президент назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных сил РФ, полномочных представителей Президента РФ, назначает выборы Государственной Думы, референдум. Кроме того, Президент выполняет функции, которые в основном являются исполнительно-распорядительными.

Но Президент в своей деятельности руководствуется КРФ и Федеральными законами (его указы и распоряжения не должны противоречить КРФ и федеральным законам). Институт Президентства не может по своей власти стоять выше Парламента. В то же время законодательная и судебная власть РФ подчиняется КРФ и федеральным законам.

В формально-юридическом плане это означает, что суд, как и законодательная власть, являются самостоятельными ветвями по отношению к исполнительной власти и по отношению друг к другу, они оказывают сдерживающее влияние и уравновешивают друг друга.

Реально же, как показывает опыт практического функционирования властей, обладая относительной самостоятельностью и сдерживая в своей повседневной деятельности, государственные власти не всегда уравновешивают друг друга. В особенности это касается исполнительной и законодательной властей. В отношениях между ними доминирует президентская (исполнительная) власть.

Во взаимоотношении с судебной властью это проявляется в том, что Президент обладает огромными конституционными возможностями оказывать влияние на кадровый состав судебных органов. Так Президент представляет кандидатуры Совету Федерации для назначения на должность судей Верховного Суда, Конституционного Суда и Высшего Арбитражного Суда. Кроме того, он назначает судей других федеральных судов.

В отношении с законодательной властью доминирование проявляется в том, что Президент обладает действенными рычагами управления:

- право роспуска Государственной Думы;

право назначения выборов в Государственную Думу;

право на внесение законопроектов в Государственную Думу;

право "вето" на принимаемые законы.

В то же время законодательная власть обладает рычагами обратного воздействия:

- полномочия Государственной Думы в решении вопроса о доверии Правительству РФ;

- право Совета Федерации на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения решить вопрос об отстранении его от должности.

За проводимый курс и осуществляемую управленческую деятельность Правительство несет солидарную политическую ответственность, отказ Правительству в доверии выражается в строгой юридической форме и путем специальной парламентской процедуры. Вотум недоверия приводит к отставке правительства и к замене его новым. Однако потерпевшее поражение Правительство (в целях уравновешивания властей), может, не выходя в отставку, прибегнуть к досрочному роспуску Парламента (нижней палаты) и проведению внеочередных всеобщих выборов. Предусмотрена возможность привлечения главы государства к судебной ответственности за совершение преступных деяний. При этом обвинение предъявляется Государственной Думой, а рассмотрение и решение дела отнесено к юрисдикции Верховного Суда РФ и Совета Федерации.

Страницы: 1 2

Смотрите также:

Учет, отчетность и аудит финансовой деятельности субъектов хозяйствования
Отчетность представляет собой систему показателей, отражающих результаты хозяйственной деятельности организации за отчетный период. Отчетность включает таблицы, которые составляют по данным бухгалтерского, статистического и оперативного учета. Она является завершающим этапом учетной работы. Данные ...

Перспективы развития и совершенствования системы государственной службы Российской Федерации
Цель Программы - создание целостной системы государственной службы Российской Федерации посредством завершения реформирования ее видов и создания системы управления государственной службой, формирования высококвалифицированного кадрового состава государственной службы, обеспечивающего эффективность ...

Направления совершенствования государственной службы в Министерстве здравоохранения Челябинской области
Важнейшими направлениями повышения эффективности государственной службы являются разработка и внедрение механизмов, обеспечивающих результативность профессиональной служебной деятельности государственных служащих. В настоящее время показатели служебной деятельности государственных служащих недостат ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.coalink.ru