Юриспруденция » Основания административной ответственности » Понятие и особенности административной ответственности

Понятие и особенности административной ответственности

Страница 1

Ю.М. Козлов, Л.Л. Попов указывают, что административная ответственность - это реализация административно - правовых санкций, применение уполномоченным органом административных взысканий к гражданам и юридическим лицам, совершившим правонарушение /2/.

А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий считают, что административной ответственностью называется вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение .

Административная ответственность обладает рядом характерных качеств. Субъектами административной ответственности могут быть как физические лица, так и юридические лица, она отличается от других видов ответственности своим субъектным составом.

К сожалению, как пишут Д.П. Звоненко, А.Ю. Малумов, Г.Ю. Малумов в главе 2 КоАП РФ отсутствует вычлененное понятие «административная ответственность». Хотя при тщательном изучении и анализе ст. 2.1 КоАП РФ можно заметить, что административная ответственность наступает исключительно при наличии основания - совершения административного правонарушения /5/.

Руководствуясь главой 1 «Задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях» КоАП РФ, следует отметить, что в понятие «административная ответственность» включаются действия государственных органов принуждения и их должностных лиц в рамках их компетенции, например судов, федеральных служб, в том числе налоговой службы, регистрационных органов и иных надзорных инстанций, в том числе и негосударственных организаций (Российский союз промышленников и предпринимателей, профессиональные союзы), направленные на достижение основной цели и принципа административного законодательства: неотвратимости наказания за совершенный противоправный поступок.

Ст.1.1 КоАП РФ «Законодательство об административных правонарушениях» устанавливает, что «законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях».

То есть названная статья определяет состав законодательства Российской Федерации, учитывая федеративное устройство России.

В соответствии с ч.1 ст.1.1 КоАП РФ:

- определяется, по сути дела, что административная ответственность как физических, так и юридических лиц может устанавливаться только законом, а не подзаконным нормативным правовым актом;

- КоАП РФ является основополагающим законодательным актом в этой сфере и поэтому законы субъектов РФ об административных правонарушениях должны соответствовать положениям Кодекса.

В настоящее время, как отмечается Н.Г. Салищевой, в большинстве субъектов РФ действуют кодифицированные законодательные акты об административных правонарушениях, в которых предусмотрена административная ответственность за нарушение правил, установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ в пределах предметов их ведения (например, за нарушение правил благоустройства, охраны зеленых насаждений, пользования общественным транспортом, охраны общественного порядка) /6/.

При принятии таких законов субъекты РФ должны соблюдать требования, сформулированные в КоАП РФ.

В этой связи важное практическое значение имеет положение ч.1 статьи 1.6 «Обеспечение законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением», согласно которой привлекаемое к административной ответственности лицо может быть подвергнуто административному наказанию не иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

КоАП РФ определяет виды административных наказаний, в том числе те из них, которые могут устанавливаться только КоАП РФ, то есть федеральным законом. При этом, указывает И. И.Веремеенко за пределы установленного для него перечня видов наказаний законодатель субъекта РФ при определении конкретного вида административного наказания выйти не может /7/.

В соответствии с ч.1 ст. 1.3 КоАП РФ только федеральным законом (КоАП РФ) может быть установлен порядок производства по делам об административных нарушениях, в том числе определены меры по обеспечению этого производства.

Законодательные и правоприменительные органы должны строго придерживаться установленных Кодексом правил, что является гарантией обеспечения прав лиц, привлекаемых к административной ответственности.

К ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление общих положений и принципов указанного законодательства и перечень видов административных наказаний и правил их применения.

К ведению РФ отнесено также установление административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (конкретизацию в особенной части КоАП РФ).

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Органы и лица, выступающие от имени казны при возмещении вреда за ее счет
Согласно ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с гражданским законодательством вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы либо другой орган ...

Договор доверительного управления эмиссионными ценными бумагами
Доверительное управление эмиссионными ценными бумагами обладает некоторыми особенностями, которые должны определяться федеральным законом (ч. 3 ст. 1.025 ГК). Фактически в действующем правопорядке такие особенности установлены подзаконными нормативными актами. Их следует учитывать и тогда, когда ак ...

Специфические черты исключительных прав
Из числа интеллектуальных прав в ст. 1226 ГК РФ особо выделено исключительное право: оно названо первым из этих прав и при этом совершенно определенно названо правом имущественным, в то время как ни одно другое интеллектуальное право подобной характеристикой в Гражданском кодексе не снабжено. Несмо ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.coalink.ru