Юриспруденция » Судебная система Швейцарии и Нидерландов » История развития судебной системы Швейцарии

История развития судебной системы Швейцарии

Страница 1

Действующая Конституция Швейцарской Конфедерации 1999 г., хотя формально и не закрепила разделение властей в качестве принципа, однако установила структуру центральных органов государства, четко разделенную на законодательную, исполнительную и судебную.

Каждый из центральных органов - Федеральное собрание - парламент, Федеральный совет - правительство и Федеральный суд (высшая судебная инстанция Швейцарской Конфедерации) осуществляет полномочия в рамках своей компетенции независимо друг от друга.

В то же время реальная государственная власть как юридически гарантированная возможность распоряжаться и подчинять своей воле должна быть разделена не только по «горизонтали», но и «по вертикали». Последнее предполагает организационную, юридическую и экономическую самостоятельность органов государственной власти, и в частности звеньев судебной системы. Вертикаль особенно значима для швейцарской системы правосудия.

Вслед за авторами книги «Сравнительное конституционное право» (М., 1996 г.) можно выделить следующие черты судебной власти, отличающие ее от других ветвей государственной власти: она имеет конкретный характер, реализуется в определенной процессуальной форме и осуществляется судьями - действительными носителями судебной власти. К этому надо бы добавить еще одну, пожалуй, главную характеристику судебной власти: она наделена полномочиями выносить окончательные решения, обязывающие граждан, организации, учреждения и органы государства действовать в определенном направлении.

Организационно судебная власть оформляется в виде судебной системы, основу функционирования которой составляет ряд конституционных принципов.

В данной связи представляется необходимым прежде всего коротко остановиться на конституционном развитии Швейцарской Конфедерации.

Новая Конституция Швейцарской Конфедерации была принята на национальном референдуме 18 апреля 1999 г., заменив действовавшую до того времени Конституцию 1874 г., и вступила в силу с 1 января 2000 г.

Поскольку время действия новой Конституции исчисляется месяцами, а принципы организации и деятельности швейцарских судов формировались еще в рамках норм прежней Конституции, оказывавшей огромное влияние на все сферы жизни Швейцарии в течение 125 лет, прежде всего охарактеризуем Конституцию 1874 г.

Конституция 1874 г. заменила Конституцию 1848 г. и относилась к числу так называемых «старых» конституций. Из действовавших на момент реформы 173 статей только 84 отражали первоначальный текст Основного закона 1874 г. В результате частых изменений Конституция в значительной степени утратила свое единство и внутреннюю логику.

Это, несомненно, отразилось и на степени регламентации Конституцией сфер, относящихся к правосудию. Даже так называемые «старые» конституции Европы и Конституции США содержат значительно больше важных положений, касающихся судоустройства, перечня основных прав и свобод человека, чем швейцарская Конституция 1874 г.

Среди закрепленных ею принципов правосудия можно выделить запрет на существование чрезвычайных судов, принцип равенства граждан перед законом, право на законного судью, обязательность вступивших в силу судебных решений, вынесенных в одном из кантонов, для территории всей страны. Ряд норм этой Конституции регулировал разграничение компетенции между Союзом и кантонами в сфере материального права и определяли вопросы судоустройства, судопроизводства и управления деятельностью органов юстиции, помилования и амнистии. Статьи 106-114-бис определяли компетенцию Федерального суда. В то же время в сферу конституционного регулирования входили частные вопросы, которые обычно подлежат регламентации на более низком уровне.

Конституция 1999 г. в целом в значительной мере сохранила прежнюю структуру, хотя в ней стало больше разделов и глав. Объем акта несколько уменьшился, главным образом за счет отказа от мелочного, скрупулезного регулирования, столь характерного для Конституции 1874 г.

В результате Конституция приобрела достаточно современный вид и в структурном отношении стала похожей на аналогичные акты Западной Европы. Швейцарская Конфедерация провозглашена правовым государством (ст.5). На первое место поставлены права и свободы швейцарских граждан, институт гражданства и социальные цели государства. По сравнению с Конституцией 1874 г. в новой Конституции нормы, касающиеся правосудия, значительно расширены. Так же, как Конституция 1874 г., Конституция 1999 г. провозглашает запрет на существование судов исключительной юрисдикции (ч.1 ст. 30), принцип равенства граждан перед законом (ч. 1 ст. 8), обязательность исполнения вступивших в законную силу судебных решений на всей территории Швейцарии (ч. 3 ст. 122), регулирует разграничение компетенции между Конфедерацией и кантонами в сфере материального и процессуального права (ст. 122,123), вопросы помилования и амнистии (п. к ч. 1 ст. 173), коротко определяет компетенцию Федерального суда, относя проблемы организации и процедуры в Федеральном суде к законодательному регулированию.

Страницы: 1 2

Смотрите также:

Правовое регулирование деятельности небанковских финансово-кредитных организаций
Кредитная система любого государства характеризуется не только банками, но и специализированными (небанковскими) кредитно-финансовыми организациями. Основным посредником на финансовом рынке выступает банк. Он осуществляет как активные и пассивные операции так и посреднические. В принципе посредниче ...

Издержки, связанные с рассмотрением дела
Согласно ст. 116 ГПК, к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся: суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам; расходы, связанные с производством осмотра на месте; расходы по розыску ответчика в случаях, предусмотренных законодательством ; расходы, связа ...

Правовое регулирование приватизации и разгосударствления
Понятие и формы разгосударствления и приватизации В основе становления рыночной экономики и рыночных отношений, как известно, лежат преобразования собственности. Важнейшая роль в этом процессе принадлежит государству. Роль государства в проведении приватизации проявляется, прежде всего, в выработке ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.coalink.ru