Юриспруденция » Судебная система Швейцарии и Нидерландов » Подробная характеристика судебная система Швейцарии

Подробная характеристика судебная система Швейцарии

Страница 2

Независимость и беспристрастность судей в немалой степени связана также с правилами комплектования состава суда, в основу которых кладется оценка профессиональных качеств (знание юриспруденции, судебного процесса, понимание психологии людей, высокий интеллект) и моральных принципов (неподкупность, честность) судей.

Действующая в Швейцарии система формирования судейского корпуса в целом основана на проведении выборов. Иногда применяется принцип кооптации.

Правила избрания предполагают, что должность судьи не является пожизненной и после определенного срока он автоматически переизбирается. Продолжительность срока пребывания в должности судьи варьируется от одного года в кантоне Аппенцель (ст. 20, 28 и 30 Конституции) до десяти лет в кантоне Тичино (ст. 45 Конституции). В большинстве кантонов судьи избираются на четыре года (например, Берн -ст.54, 57 Конституции, Люцерн - ст.74, 83, 85 Конституции) или на шесть лет (например, Женева - ст. 132 Конституции, Цюрих - ст. 11 Конституции) (здесь везде имеются в виду кантональные конституции).

Судьи Федерального суда избираются на шесть лет (ст. 145 федеральной Конституции, ст.5 Федерального закона о судоустройстве).

Ограничение полномочий судей определенным сроком означает отсутствие в Швейцарии конституционного принципа несменяемости судей, служащего важной гарантией их независимости, который характерен для конституций других западноевропейских государств.

Для того чтобы стать кандидатом на пост судьи в Швейцарии, требуется соответствовать следующим условиям: необходимо быть гражданином Швейцарии и иметь право голоса (ст. 143 Конституции). Некоторые кантональные законы предусматривают ограничения в отношении минимального и максимального возраста (в Женеве от 25 до 65 лет - Закона о судоустройстве), а также требуют подтверждения профессиональной квалификации судьи лицензией, докторской степенью или адвокатским свидетельством, выданными по месту проживания. Однако в большинстве кантонов должность судьи и даже председателя обычного суда первой инстанции могут занимать лица, не обладающие соответствующим образованием.

Часть 2 ст. 144 Конституции предусматривает, что «судьи Федерального суда, принявшие на себя обязанности в полном объеме, не могут выполнять никакие другие функции на службе Конфедерации или какого-либо кантона, осуществлять иную оплачиваемую деятельность». В соответствии со ст. 3 Федерального закона о судоустройстве это же правило действует и в отношении судей кантонов.

Судьи не вправе занимать должность руководителя, управляющего или члена администрации, органа наблюдения или органа контроля любого общества или учреждения, имеющего целью получение прибыли.

Существует также запрет совместной работы родственников в одном суде либо в соподчиненных судебных органах (например, в кантоне Женева).

Вместе с тем в Швейцарии прослеживается определенная зависимость судов от других ветвей власти, что выражается, в частности, в наличии специальных наблюдательных органов, образуемых в одних кантонах органами исполнительной, в других - представительной власти. Хотя и суды в Швейцарии наделены достаточными полномочиями, чтобы давать оценку управленческим актам, о чем свидетельствует их компетенция в области административной юрисдикции.

Формально считается, что контроль над судьями затрагивает только вопросы руководства судами и управления делами, в сфере применения права он исключен. Вместе с тем в некоторых кантонах допускается обжалование в наблюдательные органы именно судебных решений. Так, в Берне (ст.374.2 ГПК) предметом такого обжалования может быть судебное решение, содержащее постановление о прекращении дела, в Люцерне (ст.282 ГПК) и Аппенцеле (ст.282 ГПК) судебное решение, принятое ошибочно. И если в первом случае речь идет о принятии мер только дисциплинарного характера, то во втором жалоба принимает смешанную форму как средство дисциплинарного и одновременно юрисдикционного обжалования.

Но если даже иметь в виду только меры дисциплинарного взыскания, то и они, с нашей точки зрения, следуя принципу независимости судей, должны применяться органами, образуемыми внутри судейского сообщества.

Для характеристики швейцарской судебной системы весьма важным является институт судебного конституционного контроля. Здесь такой контроль осуществляется судами общей юрисдикции, то есть сложилась «американская» модель судебного конституционного контроля. Но в отличие от конституционной юрисдикции в других государствах, придерживающихся той же модели, в Швейцарии федеральное законодательство не подлежит судебному контролю на предмет его соответствия Конституции. Этот вывод вытекает из содержания ст. 189 Конституции, раскрывающей функции Федерального суда как органа конституционной юстиции, и из ст. 191, предусматривающей, что Федеральный суд обязан применять федеральные законы и международное право. [6;73]

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также:

Место полиции в системе органов внутренних дел
В единую централизованную систему МВД России входят: органы внутренних дел, включающие в себя полицию; внутренние войска; организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России. В состав органов внутренних дел входят: центральный аппарат МВ ...

Основные направления деятельности государственного управления в условиях кризиса. Специфика антикризисных технологий
Антикризисное управление базируется на системных технологических схемах управления, но, естественно, существует определенная специфика, отражающаяся в его технологиях. Значительное воздействие оказывают факторы дефицита времени, конфликтности интересов, снижения управляемости, сложного переплетения ...

Перерыв течения сроков исковой давности
Течение срока исковой давности прерывается предъявлением иска в установленном порядке, а также совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга (частичное исполнение обязательства, отправление письма с просьбой отсрочки и другое). В отношениях между организациями признание ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.coalink.ru