Юриспруденция » Конституционно-правовой статус Думы Ставропольского края » Дума Ставропольского края в системе органов государственной власти края

Дума Ставропольского края в системе органов государственной власти края

Страница 1

Проблема взаимодействия законодательных (представительных) органов государственной власти с высшими должностными лицами и исполнительными органами в правовом государстве как Российская Федерация и соблюдение принципа разделения властей при образовании, формировании, деятельности законодательных (представительных) и исполнительных органов нашла отражение в трудах исследователей конституционного права относительно недавно и в настоящее время является актуальной.

Предпосылкой государственного строительства в регионах России явилось принятие Федеративного договора от 31 марта 1992 г., закрепившего систему высших органов власти субъектов Федерации. Также конституционной реформой 21 апреля 1992 г. В Основной закон РСФСР была включена статья 3, установившая основные начала организации системы государственной власти в Российской Федерации. К ним законодатель отнес принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, а также разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией, составляющими ее субъектами РФ и местным самоуправлением.

Следующим шагом стало принятие Конституции России 1993 г., закрепившей в ст. 77 новый подход к образованию системы органов государственной власти в субъектах Федерации. Федеральная Конституция передает решение вопросов в этой сфере на полное усмотрение самих субъектов, ограничивая их инициативу требованием соответствия системы их органов государственной власти основам конституционного строя Российской Федерации и общим принципам организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленным федеральным законодательством. Эти вопросы закрепляются в конституциях (уставах) субъектов РФ. Следовательно верховенство права и закона, разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, имеют определяющее значение для организации представительных и исполнительных органов государственной власти.

Ни один субъект Федерации не может сформировать систему государственных органов таким образом, чтобы какой-либо из основополагающих принципов конституционного строя был нарушен. Так, принцип федерализма применительно к системе органов исполнительной власти получает выражение в их соподчиненности; принцип верховенства права и закона – в безусловном соответствии всех издаваемых в субъектах Федерации нормативных правовых актов федеральной Конституции, федеральным конституционным законам, федеральным законам, актам Президента и Правительства Российской Федерации. В противном случае возможно опротестование этих фактов в Конституционном Суде Российской Федерации.

Так, Устав (Основной Закон) Ставропольского края закрепляет разделение государственной власти в Ставропольском крае на представительную (законодательную), исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Законодательную власть в Ставропольском крае осуществляет население Ставропольского края непосредственно путем референдума и Дума Ставропольского края; исполнительную власть – губернатор Ставропольского края и возглавляемое им Правительство; судебную власть – суды Ставропольского края, входящие в судебную систему Российской Федерации.

Как справедливо отмечают Бородин С.В. и Кудрявцев В.Н., «взаимодействие трех властей – процесс сложный и ответственный. Он выражается в согласовании различных вопросов, а также в определянии влияния ветвей власти друг на друга. Как исполнительная, так и судебная властидействуют лишь на основе норм права, принимаемых законодателями. Но последние вырабатывают эти нормы не в отрыве, а в тесной связи и на базе проектов и предложений, исходящих преимущественно от органов исполнительной власти, прежде всего от правительства. Все это хорошо в теории. Но практическая жизнь подчас сильно отличается от идеальных конструкций. Так обстоит дело и в рассматриваемой области: разделение и взаимодействие властей нередко оборачивается либо конфронтацией, либо недопустимыми формами зависиммости и подчинения».

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также:

Понятие и функции рынка ценных бумаг
Обращение ценных бумаг является важнейшим элементом современных рыночных отношений. Ценные бумаги вращаются на финансовом рынке. Законодательно закрепленного понятия рынка ценных бумаг не существует, однако это понятие рассматривается в экономической литературе. Под рынком ценных бумаг понимается с ...

Судебная система Московского государства
В жизни Московского государства главной силой был отнюдь не закон. Понятие прав отсутствовало в сознании жителей страны. По словам Ключевского у подданных московского царя не было прав, одни лишь обязанности. Однако законодательство в Московском государстве конечно было. В XV – XVIIвеках сложилась ...

Демократизм и гласность правотворчества
Суть принципа заключается в процедуре разработки и принятия нормативного акта правотворческим органом. Большая роль при этом отводится привлечению граждан, трудовых коллективов к правотворческой деятельности, гласности ее осуществления, что выступает своеобразной гарантией бюрократизма в реализации ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.coalink.ru