Юриспруденция » Конституционно-правовой статус Думы Ставропольского края » Понятие и основы конституционно-правового статуса органа законодательной власти Российской Федерации

Понятие и основы конституционно-правового статуса органа законодательной власти Российской Федерации

Страница 1

Термин «статус» происходит от латинского слова «status» – состояние, положение. Юридическая энциклопедия под редакцией М.Ю. Тихомирова определяет «статус» как правовое положение - совокупность предусмотренных законодательством прав и обязанностей. Наиболее полное отражение категория статуса в конституционном праве нашла в трудах Н.А. Богдановой.

По ее мнению конституционно-правовой статус выступает в двух формах правового выражения: нормативном и фактическом. Нормативный конституционно-правовой статус закрепляет на соответствующем уровне законодательства правовое положение субъектов (участников) конституционно-правовых отношений. Под фактическим статусом понимается реальное положение субъекта конституционно-правовых отношений в связи с применением норм конституционного права в конкретных социально-политических условиях.

Н.А. Богданова также разработала понятие доктринального конституционно-правового статуса, который она определяет как теоретическую конструкцию, соединяющую нормативные характеристики, теоретические представления и реальную практику реализации правовых установлений.

В соответствии с концепцией разделения властей первое место среди ветвей государственной власти принадлежит законодательной. Исполнительная и судебная ветви власти хотя и имеют свою сферу деятельности, но действуют от имени и во исполнение закона.

Законодательная (представительная) власть — это делегированная народом своим представителям государственная власть, реализуемая коллегиально путем издания законодательных актов, а также наблюдения и контроля над аппаратом исполнительной власти, главным образом в финансовой сфере.

Как видно из определения, законодательные органы формируются путем избрания их населением страны, действуют от его имени и ответственны перед ним.

Законодательная власть, исходя из принципа разделения властей, является наиболее важной, и ее органы занимают главенствующее положение в механизме государства. Она устанавливает общеобязательные требования, которые исполнительная власть должна проводить в жизнь и которые служат законодательной основой для деятельности судебной власти.

Общегосударственный представительный орган может иметь различные названия, (в России — Федеральное Собрание, в Испании — Кортесы, в Польше - Сейм, в Дании _ Фолькетинг, Альтинг — в Исландии, Конгресс — в США, в Швеции — Риксдаг и так далее), но за ним утвердилось обобщенное название “парламент” (фр. parler — «говорить»).

Особенности федеративного устройства России, многочисленность субъектов РФ порождают определенные сложности в изучении проблем правового статуса законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ. Наличие фундаментальной правовой основы, обеспечивающей единый правовой статус органов государственной власти, не исключает и существования особенностей в организации и деятельности этих органов. Проводимая в последнее время реформа политической системы затронула и правовой статус органов государственной власти субъектов в целом и правовой статус законодательного (представительного) органа субъекта в частности.

Как известно, федеративная природа Российского государства в соответствии с ч. 2 ст. 11 Конституции РФ выражается в двухуровневой системе органов государственной власти. Таким образом, наряду с федеральным парламентом — законодательным органом Российской Федерации, органами государственной власти в субъекте РФ выступают органы законодательной (представительной) власти.

Правовой статус законодательных органов государственной власти субъектов РФ активно изучается. В научных исследованиях уделяется внимание таким аспектам правового статуса, как парламентский контроль, вопросы деятельности депутатских объединений в законодательном органе субъекта, правовой статус депутатов законодательных органов, проблемы законодательного процесса, взаимодействие законодательного органа, иных федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также:

Вклад выдающихся российских адвокатов в развитие адвокатской профессиональной культуры
О нравственных сомнениях и терзаниях адвоката ярко сказано защитником М. Г. Казариновым по делу адвокатов Базунова и Аронсона: «Деление уголовных дел на приемлемые для адвокатов и неприемлемые в корне неправильно. Здесь, на суде, от старых и опытных представителей адвокатуры мы слышали о делах симп ...

Наследование имущества граждан
Среди производных способов возникновения права собственности следует назвать приобретение наследниками права собственности на имущество, поступающее к ним в связи со смертью гражданина – наследодателя. Наследственные отношения регламентируются разделом Гражданского кодекса «Наследственное право», с ...

Осуществление деятельности учреждения и источники формирования его имущества
Для учреждений предусмотрено право заниматься один или несколькими видами деятельности, которые регламентируются законодательными и нормативными актами Российской Федерации. Для казенных и автономных учреждений перечень видов деятельности является закрытым, бюджетные организации могут выбрать любой ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.coalink.ru