Юриспруденция » Конституционно-правовой статус Думы Ставропольского края » Понятие и основы конституционно-правового статуса органа законодательной власти Российской Федерации

Понятие и основы конституционно-правового статуса органа законодательной власти Российской Федерации

Страница 1

Термин «статус» происходит от латинского слова «status» – состояние, положение. Юридическая энциклопедия под редакцией М.Ю. Тихомирова определяет «статус» как правовое положение - совокупность предусмотренных законодательством прав и обязанностей. Наиболее полное отражение категория статуса в конституционном праве нашла в трудах Н.А. Богдановой.

По ее мнению конституционно-правовой статус выступает в двух формах правового выражения: нормативном и фактическом. Нормативный конституционно-правовой статус закрепляет на соответствующем уровне законодательства правовое положение субъектов (участников) конституционно-правовых отношений. Под фактическим статусом понимается реальное положение субъекта конституционно-правовых отношений в связи с применением норм конституционного права в конкретных социально-политических условиях.

Н.А. Богданова также разработала понятие доктринального конституционно-правового статуса, который она определяет как теоретическую конструкцию, соединяющую нормативные характеристики, теоретические представления и реальную практику реализации правовых установлений.

В соответствии с концепцией разделения властей первое место среди ветвей государственной власти принадлежит законодательной. Исполнительная и судебная ветви власти хотя и имеют свою сферу деятельности, но действуют от имени и во исполнение закона.

Законодательная (представительная) власть — это делегированная народом своим представителям государственная власть, реализуемая коллегиально путем издания законодательных актов, а также наблюдения и контроля над аппаратом исполнительной власти, главным образом в финансовой сфере.

Как видно из определения, законодательные органы формируются путем избрания их населением страны, действуют от его имени и ответственны перед ним.

Законодательная власть, исходя из принципа разделения властей, является наиболее важной, и ее органы занимают главенствующее положение в механизме государства. Она устанавливает общеобязательные требования, которые исполнительная власть должна проводить в жизнь и которые служат законодательной основой для деятельности судебной власти.

Общегосударственный представительный орган может иметь различные названия, (в России — Федеральное Собрание, в Испании — Кортесы, в Польше - Сейм, в Дании _ Фолькетинг, Альтинг — в Исландии, Конгресс — в США, в Швеции — Риксдаг и так далее), но за ним утвердилось обобщенное название “парламент” (фр. parler — «говорить»).

Особенности федеративного устройства России, многочисленность субъектов РФ порождают определенные сложности в изучении проблем правового статуса законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ. Наличие фундаментальной правовой основы, обеспечивающей единый правовой статус органов государственной власти, не исключает и существования особенностей в организации и деятельности этих органов. Проводимая в последнее время реформа политической системы затронула и правовой статус органов государственной власти субъектов в целом и правовой статус законодательного (представительного) органа субъекта в частности.

Как известно, федеративная природа Российского государства в соответствии с ч. 2 ст. 11 Конституции РФ выражается в двухуровневой системе органов государственной власти. Таким образом, наряду с федеральным парламентом — законодательным органом Российской Федерации, органами государственной власти в субъекте РФ выступают органы законодательной (представительной) власти.

Правовой статус законодательных органов государственной власти субъектов РФ активно изучается. В научных исследованиях уделяется внимание таким аспектам правового статуса, как парламентский контроль, вопросы деятельности депутатских объединений в законодательном органе субъекта, правовой статус депутатов законодательных органов, проблемы законодательного процесса, взаимодействие законодательного органа, иных федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также:

Республика Беларусь и международные договоры
27 июля 1990 г. Верховный Совет Республики Беларусь издал Декларацию о государственном суверенитете Республики Беларусь. Определенное внимание в Декларации было уделено международному праву. Так, в Преамбуле была торжественно провозглашен полный государственный суверенитет Республики Беларусь, &quo ...

Правовая система России
Российская правовая система своими корнями уходит в глубокие пласты национальной культуры и государственности. Древнейшие источники русского права - обычаи славянских пле­мен. При возникновении княжеств обычаи превращались в обычное пра­во. Дальнейшее развитие русской правовой идеи выразилось в дви ...

Предпринимательская деятельность как составная часть экономической деятельности
Принятие Уголовного кодекса 1996 г. стало важным этапом реформирования уголовного законодательства России. Существенное место среди его норм занимают нормы, направленные на охрану экономической деятельности от преступных посягательств. Уголовное законодательство в гл. 22 разд. VIII «Преступления в ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.coalink.ru