Юриспруденция » Конституционно-правовой статус Думы Ставропольского края » Понятие и основы конституционно-правового статуса органа законодательной власти Российской Федерации

Понятие и основы конституционно-правового статуса органа законодательной власти Российской Федерации

Страница 2

Сложность изучения статуса законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ обусловлена рядом причин. Во-первых, речь идет об органах, олицетворяющих отдельную ветвь власти и, следовательно, выполняющих самостоятельную важнейшую функцию — законодательную. Во-вторых, законодательные органы по своей природе являются представительными, что порождает самостоятельный блок исследований и дискуссий по проблемам формирования этих органов и обеспечения их представительности. В-третьих, законодательный (представительный) орган создается в каждом из 83 субъектов РФ, и эти органы, безусловно, не могут не обладать определенными особенностями.

В науке конституционного права нет единого мнения по вопросу о структуре конституционно-правового статуса государственного органа. Обзор различных точек зрения по этой проблеме приводится в статье Н.А. Богдановой «Категория статуса в конституционном праве». Так, сторонники узкого подхода (Н.В. Витрук) относят к структуре статуса лишь компетенцию, полномочия. Другие ученые (Ю.А. Дмитриев) вкладывают в содержание статуса государственного органа функции и полномочия (права и обязанности). Б.Н. Габричидзе построил следующую конструкцию конституционного статуса государственных органов, выделив в ней такие элементы: 1) политическую и государственно-правовую характеристики органов государства; 2) место различных видов органов в общегосударственной системе, дифференциацию систем, подсистем и видов органов, их соотношение; 3) основы взаимоотношений органов между собой; 4) важнейшие принципы организации и деятельности государственных органов; 5) основы компетенции; 6) виды правовых актов государственных органов.

Сама Н.А. Богданова выделяет в структуре конституционно-правового статуса государственного органа четыре элемента: 1) роль государственного органа в выполнении функций государства, его место и назначение в государственном организме; 2) правосубъектность государственного органа, которая проявляется в его юридической легитимации, означающей учреждение того или иного государственного органа, определение его статуса в нормативном акте, его формирование, а при определенных условиях смену состава (например, перевыборы, назначение нового персонального состава) или упразднение, осуществляемые в установленном правом порядке; 3) компетенция, которая выступает в качестве сложного образования, соединяя в себе предметы ведения, полномочия и ответственность; 4) гарантии устойчивости и реальности правового положения государственных органов.

По мнению Ф.Ф. Кокошкина, «…при изучении каждого отдельного государственного органа его приходится рассматривать со следующих различных сторон. Прежде всего, нужно выяснить, какие физические лица входят в состав данного органа, на каких снованиях и каким порядком они призываются к участию в образовании государства и какие юридические отношения устанавливаются по этому поводу между ними и государством. Это — учение о составе органа или учреждения. Далее, если орган не единоличный, а коллегиальный, то нужно рассмотреть, в каких взаимных отношениях находятся образующие его лица, какая организация объединяет их в одно целое. Это — учение об устройстве органа (например, об устройстве парламента). Затем, так как каждый орган выражает волю государства лишь в известной сфере отношений, в известном круге дел, то необходимо определить этот круг, иначе говоря, компетенцию, или предметы ведомства, органа. Наконец, воля физических лиц, составляющих государственный орган, признается в праве волей государства только тогда, когда она выражена в известных формах. Поэтому при изучении каждого учреждения к рассмотрению его состава, устройства и компетенции присоединяется еще рассмотрение его форм деятельности».

Правовая основа организации и деятельности законодательного (представительного) органа субъекта РФ включает в себя систему правовых актов, которую возглавляет Конституция РФ. Определяющими выступают конституционные нормы, закрепляющие демократический характер конституционного строя России, формы народовластия, систему органов государственной власти, предметы ведения Федерации и ее субъектов по вопросу правового регулирования организации и деятельности органов государственной власти субъектов РФ.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также:

Занятость населения
Численность экономически активного населения в 2010 года по итогам выборочного обследования населения составила 2807 тыс. человек. Уровень регистрируемой безработицы в целом составил 2,65%. [12] Таб. 8 Усредненные статистические данные о занятости и безработице в городе Санкт-Петербург с 2002 по 20 ...

Понятие и классификация оснований прекращения прав на земельные участки. Основания прекращения права собственности
Согласно ч. 1 ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом, п. 3 указанной статьи установлено, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только после предварит ...

Соотношение несостоявшихся и недействительных сделок
Место несостоявшихся сделок в системе юридических фактов не может быть определено без обращения к вопросу о недействительности сделок. Недействительность означает, что сделка не приводит к наступлению тех последствий, на которые она рассчитана. Условия недействительности сделок включают в себя норм ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.coalink.ru