Юриспруденция » Конституционно-правовой статус Думы Ставропольского края » Понятие и основы конституционно-правового статуса органа законодательной власти Российской Федерации

Понятие и основы конституционно-правового статуса органа законодательной власти Российской Федерации

Страница 3

Конкретизация конституционных норм о системе органов государственной власти субъектов РФ осуществляется в Федеральном законе «Об общих принципах…», который в ст. 2 устанавливает следующую систему органов государственной власти субъекта РФ: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ; высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ; иные органы государственной власти субъекта РФ, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ.

Определяющим моментом в правовом статусе законодательного (представительного) органа является его характеристика как постоянно действующего высшего и единственного органа законодательной власти субъекта РФ.

Эти черты правового статуса находят отражение в соответствующих нормах конституций и уставов субъектов РФ. Так в соответствии со ст. 24 Устава Ставропольского края: «Законодательный (представительный) орган государственной власти Ставропольского края - Дума Ставропольского края является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти Ставропольского края».

Субъекты РФ — республики, в наименовании высшего органа законодательной власти используют термин «парламент». Например, в соответствии со ст. 59 Конституции Республики Дагестан Народное Собрание - парламент Республики Дагестан - является постоянно действующим законодательным (представительным) органом государственной власти Республики Дагестан.

Анализ конституций и уставов субъектов РФ позволяет сделать вывод о том, что субъекты проявляют единодушие в вопросе определения природы законодательного органа как постоянно действующего, единственного, высшего, законодательного, представительного, что согласуется с положениями базового Федерального закона «Об общих принципах…».

Особенности правового статуса законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ проявляются и в его наименовании и структуре, которые в соответствии с ч. 2 ст. 4 указанного Закона устанавливаются конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта РФ.

Как отмечают И.П. Окулич и П.В. Павлов, «…обращает на себя внимание разнообразие наименований законодательных (представительных) органов государственной власти в различных субъектах РФ, что не только свидетельствует о нюансах стилевых предпочтений региональных законодателей, но и прямо отражает специфику их подходов к пониманию сущности и предназначения региональных парламентских институтов государственной власти, законодатели продемонстрировали свою ориентированность на отечественные традиции развития представительных форм народовластия, а сама опора на эти традиции наименования органов власти призвана повысить их авторитет в глазах населения, заполняя тот насильственный перерыв в развитии институтов парламентаризма, который был обусловлен событиями новейшей советской истории».

По мнению Гаркина И.В.: «Законодательные органы, будучи сформированы путем избрания населением определенного количества депутатов, одновременно являются и представительными органами. Это дает им право выступать от имени народа, выражать волю народа в законодательных актах и добиваться проведения ее в жизнь. Такая двойственность природы законодательных органов отразилась на наименовании этих властных структур».

В региональной практике вопросы структуры нередко вызывают бурные политические дебаты, так как касаются ряда важных вопросов. В частности, какой орган парламента формирует повестку сессии, какой орган в обязательном порядке обсуждает проект регионального бюджета, на каких принципах формируются постоянные комиссии (комитеты), могут ли создаваться временные рабочие органы и т.д. По нашему мнению, удачно и оптимально выбранная структура законодательного органа обеспечивает эффективное осуществление полномочий законодательным органом.

Современный парламент – это высший орган народного представительства, выражающий суверенную волю народа, призванный регулировать важнейшие общественные отношения главным образом путем принятия законов, осуществляющий контроль над деятельностью органов исполнительной власти и высших должностных лиц.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также:

Конституционное право
ОАО «Псковский синдикат» обратилось в Арбитражный суд Санкт- Петербурга и Ленинградской области с иском о защите деловой репутации к газете «КоммерсантЪ», которая опубликовала в разделе «Петербург» материалы о причинении значительного ущерба окружающей среде в результате хозяйственной деятельности ...

Источники международного трудового права
Практически все документы, признаваемые международным сообществом в области международных трудовых отношений, принимаются под эгидой Международной организации труда (МОТ), которая была создана по Версальскому договору 1919 года в качестве автономного учреждения, связанного с Лигой Наций, в целях об ...

Социальная обусловленность оперативно-розыскной деятельности в современной России
Одной из задач любого государства является борьба с преступностью. Как известно, раскрытие и расследование преступлений, доказывание виновности осуществляется в рамках уголовно-процессуальной деятельности, которая регламентируется УПК РФ. Такая деятельность государства начинается с момента получени ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.coalink.ru