Юриспруденция » Конституционно-правовой статус Думы Ставропольского края » Понятие и основы конституционно-правового статуса органа законодательной власти Российской Федерации

Понятие и основы конституционно-правового статуса органа законодательной власти Российской Федерации

Страница 4

Парламент, как правило, включает в себя две палаты: верхнюю и нижнюю. Однако существуют и однопалатные парламенты, которые в большинстве своем образованы в государствах с однородным национальным составом населения или небольших по территории.

Под парламентом обычно понимают однопалатное представительное учреждение или нижнюю палату двухпалатного парламента, хотя с юридической позиции это понятие гораздо сложнее.

Структура законодательного (представительного) органа может иметь различные уровни: в двухпалатном парламенте мы говорим о структуре как парламента или законодательного органа в целом, так и о структуре его палат, а в однопалатном, соответственно — о структуре всего органа в целом. Если обратиться к литературе по конституционному праву зарубежных стран, то мы увидим следующий подход в исследовании вопроса о структуре парламента: в разделе «Структура парламента» парламент характеризуется с точки зрения количества палат и их соотношения. Внутреннее же строение палат раскрывается через понятие «внутренняя организация парламента и его палат». Структура законодательных (представительных) органов определяется конституциями (уставами) субъектов РФ, а также законами субъектов РФ, регламентами законодательных органов.

Подавляющее большинство законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ имеют однопалатную структуру. Что касается структуры самой палаты законодательного органа, то субъекты определяют ее по-разному. Единого подхода в определении перечня структурных элементов законодательного органа нет.

Руководит парламентом председатель, который представляет парламент во взаимоотношениях с другими органами, руководит прениями, голосованием, координирует работу внутри парламентских органов и т.д.

Двухпалатная структура парламента позволяет предотвратить принятие поспешных решений нижней палатой. Как правило, срок полномочий верхней палаты более длителен, чем нижней, ее депутаты имеют более высокий возрастной ценз, она реже обновляется и формируется на основе косвенных (непрямых) выборов. В большинстве стран досрочному роспуску подлежат только нижние палаты.

Палаты парламента имеют разные названия, поэтому для обобщения их принято называть верхней и нижней. При этом нижняя палата состоит из депутатов, избранных населением, а верхняя — из представителей субъектов федерации Верхняя, как правило, обладает меньшими полномочиями, чем нижняя. Она может быть либо «слабой», когда она не в состоянии воспрепятствовать ему, а только лишь отсрочить принятие решения нижней палатой парламента, поскольку ее вето может быть преодолено последней, либо «сильной», когда без ее решения закон не может быть принят.

При парламентах и каждой палате образуются и действуют постоянные, временные и смешанные комитеты и комиссии, которые осуществляют свою деятельность по различным направлениям: бюджетно-финансовая политика, международные дела, здравоохранение, социальная политика, борьба с преступностью, оборона страны и др. Они могут обладать правом законодательной инициативы, контроля над правительством и аппаратом государственного управления.

Порядок работы парламента, как и других высших государственных органов, определяется его регламентом, в котором также закрепляются основные стадии законодательного процесса: законодательная инициатива, обсуждение законопроекта на пленарных заседаниях и в комиссиях, принятие, утверждение и опубликование.

«Термин «законодательный» применительно к характеристике органа государственной власти дает возможность показать его функциональное назначение. Что же касается термина «представительный», то он характеризует прежде всего его природу и источник образования. Выборный орган создан для выполнения основной функции – принятия закона или законодательства. В принимаемых актах он должен отражать потребности избирателей области, края, быть представителем их интересов при решении наиболее важных вопросов жизни региона. Термин «представительный» означает лишь то, что этот орган избран народом и осуществляет представительские функции, является проводником интересов населения области».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также:

Кадастровый номер объекта недвижимости и кадастровое деление территории РФ
Кадастровый номер объекта недвижимости в РФ - уникальный, не повторяющийся во времени и на территории РФ номер объекта недвижимости, который присваивается ему при осуществлении инвентаризации, и сохраняется, пока объект недвижимости существует как единый объект зарегистрированного права. Кадастровы ...

Сделки с пороками воли и волеизъявления
Сделки, совершенные под влиянием заблуждения, обмана, принуждения, злонамеренного соглашения или стечения обстоятельств. Гражданам и юридическим лицам предоставляется возможность приобретать и осуществлять принадлежащие им гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлени ...

Структура национальной безопасности
В философии структура понимается как строение и внутренняя форма организации системы, выступающая как единство устойчивых взаимосвязей между ее элементами, а также законов данных взаимосвязей^ Основываясь на положениях Закона Российской Федерации "0 безопасности” и Концепции национальной безоп ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.coalink.ru