Юриспруденция » Конституционно-правовой статус Думы Ставропольского края » Понятие и основы конституционно-правового статуса органа законодательной власти Российской Федерации

Понятие и основы конституционно-правового статуса органа законодательной власти Российской Федерации

Страница 5

По нашему мнению, одновременное использование в определении органа государственной власти субъекта РФ в качестве синонимов терминов «законодательный» и «представительный» в определенной степени является некорректным. Законодательный орган не является единственным представительным органом государственной власти в субъекте РФ. Помимо него на территории субъекта РФ могут иметь место представительные органы государственной власти административно-территориальных единиц (районов и городов) данного субъекта РФ. В субъекте РФ также имеются представительные органы местного самоуправления, которые хотя и не являются органами государственной власти, но тем не менее осуществляют публичные представительские функции.

Главный признак, отличающий законодательный орган субъекта РФ от других выборных представительных органов власти субъекта РФ – осуществление законодательной функции. Федеральный законодатель совершенно справедливо определяет статус регионального парламента как единственного органа законодательной власти субъекта РФ. Никакие другие представительные органы власти в субъекте РФ не имеют права осуществлять законодательную деятельность, т.е. принимать законы. Так по мнению А.Ф. Малого «при определении названия выборного органа субъекта РФ необходимо отдать предпочтение термину «законодательный» . Термин «представительный» должен использоваться для дополнительной характеристики выборного органа».

Но если региональный парламент является единственным законодательным органом в субъекте РФ, то использование в Федеральном законе «Об общих принципах…» формулировки «высший» орган законодательной власти представляется некорректным. Региональный парламент является не высшим законодательным, а высшим представительным органом субъекта РФ.

Совершенно очевидно, что проводимая на федеральном уровне унификация основ правового статуса законодательных и иных органов государственной власти субъектов РФ будет приводить к появлению все большего количества общих для всех субъектов признаков.

Существенным элементом правового статуса законодательного (представительного) органа субъекта РФ является его компетенция, которая определяется в Федеральном законе «Об общих принципах…».

По мнению Котелевской И.В.: «Вопрос о компетенции государственного органа, каким является парламент, относится к числу базовых в науке и политической практике. Ответ на него позволяет определить, как и в какой мере, законодательный орган выполняет свою социальную роль в государстве, каковы его отношения с иными центральными и местными государственными институтами».

Относительно понятия компетенции органа государственной власти в науке конституционного права сложились различные точки зрения. В одних источниках компетенция государственного органа представляется как совокупность функций и полномочий в отношении определенных предметов ведения. Так, Н.А Богданова определяет компетенцию как «складывающиеся в той или иной сфере государственного функционирования возможности соответствующих субъектов по выполнению их социально-политической роли и возложенных на них функций, неразрывно связанные с необходимостью осуществлять направленную и эффективную деятельность по реализации таких возможностей и со способностью нести ответственность за результаты своей работы».

Деятельность государственных органов принято подразделять на правовую и организационную. В юридической литературе правовая деятельность государственных органов определяется как деятельность по установлению, изменению, отмене и применению правовых норм, а также по изменению сферы их действия. Под организационной деятельностью государственных органов понимается комплекс действий этих органов (их аппарата, общественных формирований), направленных на выполнение задач и функций органов государственной власти, но при этом не означающих установление (изменение, изменение сферы действия, отмены) правовых норм или их применение.

В общем смысле организация деятельности определяется как ее согласование, упорядочение. Организация деятельности регионального парламента означает упорядочение внутреннего устройства этого коллегиального органа, порядка деятельности всего парламента и его структурных подразделений.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также:

Имущественные права детей
Имущественные права ребенка возникают из норм, регулируемых гражданским и семейным законодательством. Имущественные права детей, в сущности, исчерпываются правом на получение алиментов от родителей, поскольку при жизни родителей ребенок не имеет права собственности на имущество родителей, а родител ...

Сделки с пороками в субъекте
Правовое положение гражданина как участника гражданских отношений (правосубъектность) и, в частности, как стороны сделки определяется такими его качествами, как правоспособность и дееспособность. Гражданской правоспособностью, то есть способностью иметь гражданские права и нести обязанности, в равн ...

Причины и условия совершения правонарушений в современном российском обществе
Правонарушения и преступность – это явления социальные, обусловленные множественными социальными факторами. Их именуют причинами и рассматривают на уровне индивидуальном, групповом, для определённого вида правонарушений, общесоциальном. Причины правонарушений и преступности, поэтому нужно искать в ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.coalink.ru