Юриспруденция » Конституционно-правовой статус Думы Ставропольского края » Понятие и основы конституционно-правового статуса органа законодательной власти Российской Федерации

Понятие и основы конституционно-правового статуса органа законодательной власти Российской Федерации

Страница 6

Федеральный законодатель детально урегулировал вопрос о компетенции законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, перейдя границу «установления общих принципов» — такой вывод самым очевидным образом напрашивается при чтении ст. 5 указанного Закона. По этому вопросу в научной литературе ведется полемика. Например, И.А. Стародубцева отмечает, что «…в Федеральном законе «Об общих принципах…» содержатся нормы, которые не являются принципами… и не касаются взаимоотношений с федеральными органами государственной власти. Например, главы II и III регулируют порядок формирования законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъектов Российской Федерации, их полномочия, порядок досрочного прекращения полномочий. Это не общие принципы, а детальное регулирование порядка формирования и деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации».

В соответствии со ст. 5 законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ реализует полномочия в следующих сферах: принимает конституцию (устав) субъекта РФ; осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта РФ и предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ в пределах полномочий субъекта РФ; наделяет гражданина Российской Федерации по представлению Президента РФ полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ); осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией РФ, федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ. Форма реализации полномочий законодательным органом субъекта также определена в Федеральном законе «Об общих принципах…» — они реализуются путем принятия закона или постановления.

Важнейшие полномочия законодательных органов касаются участия в формировании органов государственной власти. В соответствии с уставами субъектов РФ законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ принимает решение о наделении гражданина Российской Федерации по представлению Президента РФ полномочиями губернатора, а также решение об отклонении данной кандидатуры, дает согласие на назначение на должности вице-губернатора, заместителей губернатора, согласие на назначение на должность прокурора субъекта РФ, оформляет решение о недоверии (доверии) губернатору, а также решение о недоверии (доверии) руководителям органов исполнительной власти области; назначает на должность мировых судей, судей уставного суда, назначает на должность и освобождает от должности отдельных должностных лиц.

По мнению Н.А. Бобровой, «подобно тому, как критерием возникновения конституционного строя является создание всенародно избранного парламента, так и критерием качества конституционного строя является действенность парламента. Так, если парламент слаб и превращен в говорильню либо, еще хуже, в орган, регистрирующий аппаратные решения, и не обладает никакими реальными рычагами воздействия на должностных лиц, то слаб и конституционный строй. И на оборот, если парламент обладает реальными «сдержками и противовесами» относительно исполнительной власти и ее должностных лиц, то конституционный строй не номинальный, а реальный».

Действительно, контрольные полномочия законодательного (представительного) органа субъекта РФ служат необходимым элементом его правового статуса и позволяют обеспечивать законодательному органу «всю полноту своих властных функций».

В то же время законодатель субъекта РФ при установлении полномочий органа государственной власти обязан учитывать правовую позицию Конституционного Суда РФ, выраженную им в ряде решений: разделение единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную предполагает установление такой системы правовых гарантий, сдержек и противовесов, которая исключает возможность концентрации власти у одной из них, обеспечивает самостоятельное функционирование всех ветвей власти и одновременно — их взаимодействие.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также:

Детерминация женской преступности
Механизм действия причин и условий, формирующих и питающих женскую преступность, сложен и проблематичен. Можно сказать, что до сих пор детерминация женских преступлений не стала объектом полного и всеобъемлющего научного анализа. Детерминизм женской преступности, так же как и других проявлений прес ...

Элементы договора займа
Стороны договора – заёмщик и заимодавец. Универсальный характер договора займа проявляется в том, что как в роли заёмщика, так и в роли заимодавца могут выступать любые субъекты гражданского права. Особый субъективный состав имеет лишь одна разновидность договора займа – государственный заем. Естес ...

Заключение под стражу как вид меры пресечения
Рассматриваемую меру пресечения называют по-разному: «содержание под стражей», «арест», наконец, «заключение под стражу». Последнее наименование употребляется в УПК РФ для ее обозначения. «Содержание под стражей» - это, скорее всего о процессе реализации данной меры. Заключение под стражу - самая с ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.coalink.ru