Юриспруденция » Правовое регулирование субъективного права » Понятие субъективного права

Понятие субъективного права

Страница 6

Таким образом, и здесь мы имеем дело с конкретным правом на собственные действия, обеспеченным обязанностью компетентного государственного органа и отличным от общей правоспособности на государственную защиту любого субъективного права.

Не меньшие трудности связаны с решением вопроса о соотношении правоспособности и субъективных прав государственных органов. Ведь каждый государственный орган уже в силу своего положения имеет право и обязан выполнять определенные действия, входящие в его компетенцию. На это указывал, в частности, С. И. Аскназий, говоря, что в отличие от гражданского субъективного права, для возникновения которого необходим «титул», основание, « в административно-правовом отношении одна сторона по самому своему положению в системе государственных органов либо располагает возможностью в пределах своей компетенции требовать от другой стороны известного поведения, либо сама по возложенным на нее функциям обязана к известному поведению».

Однако нетрудно заметить, что «в силу своего положения», т. е. компетенции, государственный орган обладает лишь особого рода правоспособностью по отношению к гражданам и подчиненным ему органам и организациям. Эта правоспособность может быть всегда реализована государственным органом односторонним волеизъявлением в отношении подчиненных ему лиц и организаций. Но для возникновения административных правоотношений необходимо волеизъявление, необходимы самостоятельные действия государственного органа, направленные на реализацию его компетенции, стоящих перед ним задач.

В отношениях же с гражданами необходимость подобного основания возникновения правоотношений очевидна. Например, до получения повестки гражданин не обязан являться в военкомат, суд, милицию, и, следовательно, нет субъективного права государственного органа, обеспеченного обязанностью. Правоотношения могут возникнуть и из других оснований: из истечения срока действия паспорта, из факта прибытия в новое место жительства и т. п.

Во взаимоотношениях вышестоящего и подчиненного органов можно увидеть элементы длящегося административного правоотношения. Однако и здесь можно назвать такие основания возникновения конкретных административных прав и обязанностей, как плановые задания, решения исполкома по конкретным вопросам деятельности подотчетных ему органов и учреждений, индивидуальные распоряжения вышестоящих органов.

Поэтому и в области административного права, как нам представляется, надо четко различать правоспособность и субъективные права и обязанности участников правоотношений.

В общей теории государства и права уже давно преодолено одностороннее понимание субъективного права как требования исполнения обязанности. В нашей литературе достаточно прочно установилось понятие субъективного права как меры возможного поведения управомоченного лица, обеспеченного обязанным поведением других участников правоотношения и возможностью требовать этого поведения.

С точки зрения такого, более широкого понимания субъективного права, охватывающего самые различные виды правомочий, так называемые права на односторонние действия, как и абсолютные права, есть лишь разновидность субъективных прав на собственное поведение лица, обеспеченных поведением других лиц.

Понятия права в объективном и субъективном смысле совершенно необходимы в юридической науке и практике, они призваны выполнять важные операционные, аналитические, познавательные, прикладные и социально-регулятивные функции. Перед нами - базовые, основополагающие категории правоведения.

Таким образом, субъективное право можно рассматривать как единство трех возможностей. Первая — это общая возможность поведения самого управомоченного; вторая — это конкретная возможность, состоящая в требовании совершения известных действий или, напротив, воздержания от них (например, наймодатель может требовать от нанимателя своевременной платы за пользование нанятым имуществом); третья — специальная возможность, выражающаяся в том, что обладатель субъективных прав прибегает в необходимых случаях к содействию государственных органов для защиты нарушенных прав. Специальная возможность характеризует специфику субъективного права как юридического явления, которая заключается в охране его принудительной силой государства.

В итоге мы должны сделать вывод, что при анализе понятия субъективного права необходимо всегда исходить из наличия определенной грани между конкретным субъективным правом и правоспособностью как его общей предпосылкой. Грань эта, как нам представляется, лежит в моменте возникновения правоотношения, обусловленном юридическими фактами, предусмотренными гипотезой соответствующих правовых норм. Без этих условий нельзя говорить о конкретном субъективном праве, обеспеченном обязанностью других лиц.

Это положение имеет совершенно очевидное значение для практики охраны субъективных прав граждан и организаций, так как нельзя предъявить иск или принести жалобу на основании правоспособности: для этого необходимо нарушение уже наличного субъективного права участника правоотношения. И, наоборот, смешение правоспособности я субъективных прав и обязанностей граждан на практике может только нанести вред выполнению задачи охраны прав граждан, а не повысить гарантии прав личности в нашем обществе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 

Смотрите также:

Виды договоров транспортной экспедиции
В зависимости от конечной цели заключения договора транспортной экспедиции можно выделить несколько видов этих документов. Договор об обеспечении доставки груза — это классическая разновидность транспортно-экспедиционного договора. В соответствии с этим договором экспедитор берет на себя всю полнот ...

Квалификация спорных правоотношений
В соответствии со статьей 199 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске. Поэтому вопросы исковой давности довольно часто исследуются арбит ...

Порядок предоставления по запросам заинтересованных лиц сведений, внесенных в ГКН
Общедоступные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются органом кадастрового учета по запросам любых лиц. Сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются в виде: - копии документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости в ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.coalink.ru