Юриспруденция » Конституционно-правовой статус Думы Ставропольского края » Компетенция Думы Ставропольского края

Компетенция Думы Ставропольского края

Страница 1

Вопрос о компетенции государственного органа или должностного лица относится к числу базовых в юридической науке и политической практике. Ответ на него позволяет определить, как и в какой мере тот или иной институт государственной власти выполняет свою социальную роль в государстве, каковы его взаимоотношения с иными центральными и местными государственными институтами.

Слово «компетенция» (от лат. competere) означает добиваться, соответствовать, подходить. В юридической энциклопедии компетенция определяется как совокупность установленных нормативными правовыми актами прав и обязанностей (полномочий) организаций, органов, должностных лиц, а также лиц, осуществляющих управленческие функции в коммерческих организациях. Иными словами, в самом общем виде под компетенцией понимают совокупность полномочий, при этом считается, что полномочия депутата состоят из его прав и обязанностей.

Подобное понимание компетенции широко применяется в современной юридической литературе по государствоведению и парламентаризму, которая полна разнообразных формулировок, обозначающих деятельность тех или иных органов и должностных лиц: «функция», «компетенция», «полномочия». При этом предполагается, что эти термины употребляются как элементы вышеуказанной конструкции, согласно которой компетенция есть юридическое выражение функций, а ее структура складывается из полномочий. Подобная конструкция впервые возникла в советский период развития отечественного государствоведения. Так, Б.М. Лазарев в 1972 г. отмечал, что компетенция органа управления — это система его полномочий, то есть субъективных прав и обязанностей особого рода. Некоторые современные авторы понимают компетенцию так же. Наиболее полно такое понимание «компетенции» раскрыл М.В. Баглай, говоривший о компетенции парламента. Он дал этому понятию следующее определение: «…компетенция парламента — это объем полномочий, через которые раскрываются основные функции данного органа государственной власти».

Если принять данную позицию и определить понятие «компетенции» как совокупность полномочий, то под компетенцией депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации следует понимать объем полномочий депутата, через которые раскрываются его основные функции. Очевидно и то, что основная функция депутата, то, ради чего его выбирали в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, — реализация основных функций этой парламентской структуры.

Однако подобная характеристика компетенции как системы полномочий не раскрывает всего ее содержания и является в некотором смысле «усеченной». Поэтому отдельные авторы несколько расширяют понятие «компетенция», определяя его как единство предметов ведения и полномочий (прав и обязанностей) органа или должностного лица. С этой точки зрения наибольший интерес вызывает мнение Ю.А. Тихомирова, который раскрыл природу и элементы компетенции, в своей книге «Теория компетенции», являющейся наиболее капитальным современным трудом по данной проблеме.

Ю.А. Тихомиров в самом общем виде определяет компетенцию как возложенный законно на уполномоченный субъект объем публичных дел. Будучи сложным явлением, компетенция, по его мнению, состоит из элементов двоякого рода. Собственно к компетенционным элементам Ю.А. Тихомиров относит: нормативно установленные цели как способ длительной нормативной ориентации субъектов права и устойчивую деятельность по достижению этих целей, предметы ведения как юридически определенные сферы и объекты воздействия, властные полномочия как гарантированную законом меру принятия решений и совершения действий. Сопутствующим элементом является ответственность за их неисполнение, или, другими словами, гарантии исполнения компетенции. Без этих гарантий компетенция теряет публично-правовую обеспеченность с помощью разных средств.

Полномочия Думы Ставропольского края устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом (Основным Законом) Ставропольского края и законами Ставропольского края и могут быть изменены только путем внесения соответствующих поправок в Конституцию Российской Федерации и (или) пересмотра ее положений, путем принятия новых федеральных законов, Устава (Основного Закона) Ставропольского края и законов Ставропольского края либо путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в указанные действующие акты.

Федеральный закон «Об общих принципах…» определил основные полномочия, а также круг вопросов, по которым законодательные органы субъектов РФ принимают законы и постановления. Этот перечень не является исчерпывающим, так как в указанном Законе отмечается, что законодательный орган субъекта вправе регулировать и иные вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституцией (уставом) и законами к его ведению и полномочиям.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также:

Основание для возбуждения уголовного дела
Помимо поводов для возбуждения уголовного дела необходимо и наличие определенных оснований. В законе сказано, что дело может быть возбуждено только в тех случаях, когда имеются достаточные данные, указывающие на признаки преступления (ч. 2 ст. 140 УПК РФ). Эти данные закон именует основаниями к воз ...

Понятие и сущность возбуждения уголовного дела
Сущность стадии возбуждения уголовного дела заключается в том, что руководитель следственного органа, следователь, орган дознания или дознаватель установив в событии, о котором им стало известно, признаки преступления, принимают решение начать производство по уголовному делу. В случае же их отсутст ...

Разработка теории "гражданского общества" Иммануилом Кантом и Георгом Гегелем
Кант проектировал гражданское общество как дом для всего человечества. "Крыша" этого дома - идеал. Это царство целей, этическое государство, царство добродетели. Это общество, где поведение любого человека прежде всего определяется высшим нравственным законом - категорическим императивом. ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.coalink.ru