Юриспруденция » История становления и развития судебной власти в России » Организация и деятельность федеральных судов Российской Федерации

Организация и деятельность федеральных судов Российской Федерации

Страница 12

Учитывая тот факт, что институт мировых судей является относительно новым институтом возникает много проблем в его понимании и деятельности.

Раньше мировая юстиция в Российской Империи представляла собой обособленный институт и прежде всего это выделяется тем, что решения мировых судей оспаривались на съездах мировых судей, приговор которого считался окончательным, а теперь они оспариваются в районные суды, которые считаются для них “непосредственно вышестоящей судебной инстанцией”. Таким образом, мировая юстиция в новой России уже не является автономной системой, а представляет собой просто совокупность отдельных мировых судей, никак не связанных между собой.

Привлечение непрофессионалов в качестве мировых судей имеет глубокий смысл, однако данный аспект проблемы, также, к сожалению, практически не освещался в публикациях на эту тему. Осуществление правосудия мировыми судьями, которые не являются дипломированными специалистами в праве, выступает формой реализации гражданами своего конституционного права участвовать в отправлении правосудия. Участие непрофессионалов в осуществлении мировой юстиции могло бы стать важным элементом реализации этого конституционного права. Английские правоведы, например, высоко оценивают роль непрофессиональных магистратов в осуществлении правосудия, и находят в такой системе гораздо больше достоинств, чем недостатков.

В целом, предложенная законодателем современная конструкция российского института мировых судей мало соответствует представлениям о сущности мировой юстиции, что позволяет говорить о том, что к создающемуся нижнему звену судов общей юрисдикции само название “мировые судьи” применять не совсем корректно. Наверное, прав был И.Л. Петрухин, говоря, что “назвать эти суды надо как-то иначе”.

Для приближения правосудия к населению необходимо увеличить количество мировых судей, но в настоящее время существует два обстоятельства, не позволяющих это сделать— недостаточное финансирование судебной системы и отсутствие достаточного числа квалифицированных специалистов. Если создаваемый институт мировых судей должен способствовать, в первую очередь, увеличению судейского корпуса, в законодательстве должны быть заложены пути решения обеих проблем, стоящих перед существующими судами — и финансовой, и кадровой. Приходится, однако, констатировать, что и в этом направлении не стоит ожидать существенных изменений к лучшему в связи с появлением у субъектов Федерации возможности учреждать должности мировых судей.

Существует множество проблем и в сфере компетенции мировых судей. Если смотреть применительно к уголовному судопроизводству, то подсудность дел мировому судье неоправданно сужена. Ограничивать компетенцию мировых судей только делами о преступлениях, за которые может быть назначено наказание до трех лет лишения свободы, вряд ли целесообразно. Современное законодательство, помимо непосредственного рассмотрения судами уголовных дел, предусматривает также осуществление судебного контроля по широкому кругу вопросов — и на стадии предварительного расследования, и на стадии исполнения приговора. Уже сейчас суды рассматривают значительное количество дел в порядке УПК РФ (обжалование законности ареста, задержания, или продление сроков содержания под стражей). Общим для указанных дел является то, что принимать решения по ним нужно в кратчайшие сроки, при этом их количество весьма значительно. Наделение полномочиями по решению указанных вопросов мировых судей, которые действительно наиболее приближены (в том числе и территориально) к населению, могло бы значительно усилить судебную защиту прав и свобод граждан. Кроме того, такой порядок объективно способствует усилению гарантий беспристрастности судей вышестоящих судов, на позицию которых не будут влиять принятые на досудебных стадиях решения (в частности, об обоснованности ареста или задержания).

Аналогичные, в целом, замечания можно высказать и в отношении установленных законом ограничений компетенции мирового судьи по рассмотрению дел, возникающих из семейных или трудовых отношений.

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Смотрите также:

Требования, предъявляемые к актам государственного управления
Являясь подзаконным актом, акт государственного управления должен отвечать определенным установленным нормами действующего административного законодательства требованиям. К сожалению, большинство требований к актам государственного управления не закреплены прямо в законодательных актах, однако, сис ...

Административно-правовое регулирование государственной регистрации предпринимательской деятельности
Контроль государства за состоянием и развитием рынка предполагает регулируемое воздействие на хозяйственную деятельность самостоятельных предпринимателей, определение оснований и пределов публичного вмешательства в нее. Принятые в последние годы законы и иные правовые акты значительно усиливают рол ...

Пределы психологического воздействия на допрашиваемого
По своей психологической и гносеологической сущности допрос является одним из процессуальных видов взаимодействия, межличностного общения и обмена информацией двух главных действующих лиц - допрашивающего и допрашиваемого. Одной из болевых в российском уголовном процессе была и остается проблема пр ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.coalink.ru