Юриспруденция » История становления и развития судебной власти в России » Организация и деятельность федеральных судов Российской Федерации

Организация и деятельность федеральных судов Российской Федерации

Страница 13

Складывается впечатление, что круг дел, подсудных мировому судье, был определен еще на той стадии разработки законопроекта, когда предполагалась возможность занятия этой должности лицами, не имеющими высшего юридического образования, и в дальнейшем законодатель к данному вопросу не возвращался.

Такой подход к определению подсудности дел мировому судье мог бы быть оправданным в том случае, если бы мировыми судьями действительно могли становиться лица без высшего юридического образования или без стажа работы по специальности, либо, если бы все дела, превышающие подсудность мирового судьи, рассматривались районными судами коллегиально. В решении этого нужно вернуться к тем же КоАП, УПК, ГПК и пересмотреть круг полномочий мирового судьи.

Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации.

Становление РФ как правового государства неразрывно связано с обеспечением верховенства Конституции РФ, и в этом процессе значительную роль должны сыграть органы конституционной юстиции субъектов РФ. Традиционное понимание конституционного, уставного суда субъекта РФ как органа судебной власти, осуществляющего лишь функцию правосудия, должно уступить место более широкому пониманию суда как самостоятельной власти, наделенной и функцией правосудия, и функцией судебного конституционного контроля.

В силу части 2 статьи 118 Конституции РФ и в соответствии с ФКЗ «О судебной системе РФ» федеральный законодатель закрепляет возможность создания конституционных и уставных судов субъектов Российской Федерации как одной из форм конституционного контроля за соответствием законов субъекта Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти и актов органов местного самоуправления субъекта РФ конституции (уставу) субъекта РФ, а также для толкования конституции (устава) субъекта. При этом нормативное регулирование и финансовое обеспечение его деятельности осуществляется соответствующим субъектом РФ.

Особо следует отметить, что ФЗ от 06.12.1999 года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» (в ред. 31.12.2005 г.) не предусматривает в структуре органов государственной власти, суды субъектов.

Субъект РФ может создавать или не создавать органы конституционного контроля.

В некоторых случаях субъекты РФ уполномочивают разрешать конституционные споры федеральные суды. Так, Конституция Республики Ингушетия предписывала Верховному суду республики рассматривать дела о конституционности законов, договоров, правоприменительной практики, деятельности партий. Конституция Республики Алтай предусматривает, что споры о соответствии Конституции Республики Алтай законов Республики Алтай, нормативных правовых актов государственных органов, уставов и актов органов местного самоуправления Республики Алтай рассматриваются Верховным судом Республики Алтай и Арбитражным судом Республики Алтай в соответствии с их компетенцией.

Однако указанная практика федеральным законодательством не предусмотрена и, по мнению В.А.Кряжкова и Л.В.Лазарева, неправомерна. Разделяю мнение правоведов, так как происходит вторжение судов иной компетенции в юрисдикцию конституционного суда по осуществлению конституционного контроля, кроме того, она противоречит выявленным правовым позициям Конституционного суда Российской Федерации.

Указанные примеры свидетельствуют о нарушении общего принципа правосудия, согласно которому надлежащим судом для рассмотрения дела признается суд, созданный и действующий на основании закона (статья 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод), который в последующем находит свое выражение в статьях 47, 118, 120 и 128 Конституции РФ и лежит в основе определения предметной, территориальной и инстанционной подсудности дел, а также разграничения видов судебной юрисдикции.

В силу того, что конституционные (уставные) суды занимают самостоятельное положение в судебной системе РФ, автономность конституционных (уставных) судов должна быть защищена конституционным (уставным) регулированием компетенции, специальным законодательством об этих судах, обязательностью их решений для всех без исключения государственных органов субъекта Федерации. Значительную роль играет юридическая защита деятельности конституционных (уставных) судов, а для этого законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации должен воспринимать важность и обязательность данного института конституционного контроля и не рассматривать реализацию полномочий конституционного (уставного) суда как посягательство на компетенцию самого законодательного органа. На законодательном уровне субъекта Федерации должна осуществляться сбалансированность всех ветвей власти с учетом значения и роли конституционного (уставного) суда.

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Смотрите также:

История права на образование
Многомерность, многоликость, многообразность права обусловливают возможность и необходимость его осмысления под разными углами зрения. Традиционным является выделение двух различных сторон права – субъективной и объективной; причем первая из них (субъективное право) исторически предшествует второй ...

Программные вирусы
Компьютерный вирус - это специально написанная программа, которая может «приписать» себя к другим программам (т.е. «заражать» их), размножаться и порождать новые вирусы для выполнения различных нежелательных действий на компьютере. Программный вирус – это компьютерная программа, рассчитанная на то, ...

Правовое регулирование информирования граждан о деятельности судебных органов Российской Федерации через средства массовой информации
Средства массовой информации вступают в роли некого посредника между собственником или владельцем информации и неограниченным кругом лиц, которые могут потенциальными потребителями информации. Освещение средствами массовой информации (прежде всего - государственными) деятельности судебных органов я ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.coalink.ru