Юриспруденция » История становления и развития судебной власти в России » Организация и деятельность федеральных судов Российской Федерации

Организация и деятельность федеральных судов Российской Федерации

Страница 14

В настоящее время из 88 субъектов Российской Федерации конституционные (уставные) суды созданы только в 16. Сложное отношение законодательного органа субъекта Федерации к конституционному (уставному) суду отражается в основном в установлении срока полномочий судей. В подавляющем большинстве субъектов срок полномочий судей – 8, 10–15 лет. С другой стороны – наметилась тенденция к сокращенным срокам полномочий судей конституционных и уставных судов, соразмерных сроку полномочий законодательных и исполнительных органов власти субъектов Федерации.

Причин медленного становления судебных органов конституционного (уставного) контроля в субъектах Федерации существует несколько.

В своих исследованиях М.А.Митюков и В.А.Кряжков объясняют затруднения подготовки законов об уставных судах отсутствием научных кадров для разработки проектов законов, нехваткой средств для оплаты таких проектов, а также существующую недооценку значимости судебного конституционного (уставного) контроля в субъекте правового государства. Возможны также опасения со стороны исполнительной и законодательной власти субъекта стать «подконтрольными» такому суду.

Другие авторы полагают, что положение, при котором в одних субъектах РФ конституционные (уставные) суды действуют, а в других нет, ведет к тому, что данные субъекты по-разному включаются в обеспечение конституционности и законности, а граждане получают неодинаковую степень защиты своих прав. Высказывались предложения замены, что правовая формула «конституционные (уставные) суды могут создаваться» должна быть заменена на императивную норму – «должны создаваться».

Разделяю высказанные позиции ученых. Если учитывать федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» как нормативный акт особой юридической силы, следует признать реальную возможность формирования конституционных (уставных) судов во всех субъектах РФ.

Эти суды представляют конституционные (уставные) органы государственной власти, находящиеся в одном ряду с законодательными и исполнительными органами субъектов Федерации. Реализуется данное положение закреплением в конституциях (уставах) субъектов РФ наиболее важных элементов статуса данных судов; выделением в конституциях (уставах) специальных глав о конституционных (уставных) судах или текстуальным признанием того, что Уставный суд Свердловской области непосредственно назван в числе органов, осуществляющих государственную власть в области (ч. 2 ст. 9 Закона об Уставном суде Свердловской области). Согласно Конституции Республики Коми – государственную власть Республики Коми осуществляют Государственный совет Республики Коми, глава Республики Коми, органы исполнительной власти Республики Коми, Конституционный суд Республики Коми и мировые судьи.

По общему правилу, специфика положения конституционных (уставных) судов как органов государственной власти заключена в том, что они на уровне субъектов РФ являются судом «над властью», если она выходит за пределы конституции (устава) и принципов права.

В случае реализации субъектом РФ своего конституционного права на создание конституционных (уставных) судов органы конституционной юстиции приобретают статус органов государственной власти с особыми полномочиями по осуществлению конституционного или уставного контроля, что подтверждается практикой реализации их решений.

Так, 2 октября 2002 года, толкуя пункт 5 статьи 40 Устава Санкт-Петербурга (в ред. 17.03.2001 г.), Уставным судом Санкт-Петербурга было признано, что Санкт-Петербург не относится к числу тех субъектов РФ, которые вправе самостоятельно решать вопрос о том, как следует исчислять сроки пребывания губернатора в должности, так как вопрос о порядке исчисления сроков был решен федеральным законодательством в 1991 году.

На момент вынесения постановления, позиция Уставного суда Санкт-Петербурга имела принципиальное значение, так как в отличие от Санкт-Петербурга – города федерального значения – многие главы субъектов РФ сохранили право выдвижения своей кандидатуры на выборы главы субъекта Федерации на третий срок. Таким образом, в результате интерпретации норм конституций (уставов) субъектов РФ судебные решения становятся неотъемлемой частью законодательства субъекта Федерации и непосредственно влияют на деятельность органов власти субъекта Российской Федерации.

Страницы: 9 10 11 12 13 14 15 16

Смотрите также:

Оценка антикоррупционного законодательства в Свердловской области
Законодательство субъектов Российской Федерации следовало за изменениями федерального законодательства, пополняясь законами и иными нормативными правовыми актами о противодействии коррупции, планами и программами по противодействию коррупции, соответствующими изменениями, вносимыми в подзаконные ак ...

Оказание квалифицированной юридической помощи как основная функция нотариата
В части 1 статьи 48 Конституции РФ закреплена важнейшая по своей значимости норма о праве каждого на получение квалифицированной юридической помощи. В соответствии со статьей 1 Основ о нотариате нотариат в РФ обеспечивает защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения н ...

Процессуальные сроки
Процессуальным сроком называется отрезок времени, устанавливаемый законом или судом для совершения процессуальных действий. Соблюдение процессуальных сроков составляет важную задачу суда. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 г. (с последующими изменениями и дополнениями) «О ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.coalink.ru