Юриспруденция » История становления и развития судебной власти в России » Организация и деятельность федеральных судов Российской Федерации

Организация и деятельность федеральных судов Российской Федерации

Страница 9

Материальное право (уголовное, в первую очередь), которое применяется в военных судах, не отличается от применяемого в иных судах общей юрисдикции. Отменена исключительная подсудность военным судам уголовных дел о шпионаже, теперь такие дела могут рассматриваться "гражданскими" судами в общем порядке. Военные суды лишены права рассматривать "все уголовные и гражданские дела" в местностях, где не действуют общие суды. Законодатель отказался также и от определения персональной подсудности уголовных дел в военных судах в зависимости от воинского звания лица, обвиняемого в совершении преступления.

Можно сказать, что созданная исключительно по признаку персональной подсудности система специализированных военных судов вполне обоснованно подвергается критике. С принятием ФКЗ "О военных судах" основа юрисдикции военных судов осталась прежней — военным судам подсудны уголовные дела о всех без исключения преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие. Можно называть этот подход традиционным, однако не следует забывать, что такая подсудность военных трибуналов впервые была установлена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 декабря 1940 года — когда уже больше года в Европе шла вторая мировая война. Причины упорного стремления сохранить этот порядок и в мирное время понять сложно.

Безусловно, воинские преступления (глава 33 УК РФ) имеют свою специфику, и рассмотрение специализированными военными судами такого рода дел должно способствовать более качественному и профессиональному их разрешению. В то же время, вполне возможно передать на рассмотрение "гражданских" судов все дела о совершении военнослужащими общеуголовных преступлений, что послужит более последовательной реализации принципа равенства граждан перед законом и судом независимо от должностного положения и иных обстоятельств.

§2. Особенности организации и деятельности судов субъектов Российской Федерации

Судебная власть в субъектах РФ представлена деятельностью мировых судов и конституционных (уставных) судов.

Федеральным конституционным законом «О судебной системе РФ» предусмотрено создание в субъектах РФ института мировых судей.

Мировые судьи субъектов РФ являются судьями общей юрисдикции и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Полномочия, общая организация деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливается Конституцией РФ, ФКЗ «О судебной системе РФ», иными федеральными конституционными законами, ФЗ «О мировых судьях в РФ», а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Федерации.

Мировые судьи являются носителями судебной власти, обладают единым с федеральными судьями правовым статусом. При осуществлении правосудия они независимы и подчиняются только Конституции РФ, федеральным законам, конституции (уставу) и законам соответствующего субъекта Федерации. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны.

На мировых судей распространяются установленные Законом «О статусе судей в Российской Федерации» и иными федеральными законами гарантии независимости и неприкосновенности судей, их материального обеспечения и социальной защиты. Законодательством субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные гарантии материального обеспечения и социальной защиты мировых судей и членов их семей.

В соответствии с ФЗ «О мировых судьях в РФ», мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков. Общее число мировых судей и количество судебных участков субъекта РФ определяются федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта Федерации, согласованной с Верховным Судом РФ или по инициативе Верховного Суда РФ, согласованной с соответствующим субъектом Федерации.

Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов РФ. Судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 30 тыс. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тыс. создается один судебный участок. Однако закон устанавливает, что судебный участок или должность мирового судьи не могут быть упразднены, если отнесенные к компетенции этого мирового судьи дела не были одновременно переданы в юрисдикцию другого судьи или суда.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Смотрите также:

Юридические основания прекращения аренды земельного участка
Аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством (см. п. 1 ст. 46 Кодекса). Прекращение договора аренды в соответствии с гражданским законодательством возможно: в связи с истечением срока, на который был заключен договор; в случае ...

Понятие сделки
Выделение и изучение понятия сделка имеет огромное теоретическое и практическое значение. Один из принципов гражданского права - возможность совершения субъектами любых сделок, не запрещенных законом, даже если они прямо в нем не названы. "Под сделками законными разумеются не только сделки, ос ...

История законодательства царской России, СССР и на постсоветском пространстве в сфере жестокого обращения с животными
Анализ развития российского уголовного законодательства (дореволюционного и послереволюционного) позволяет утверждать, что нормы об ответственности за преступления, при совершении которых животные выступали в качестве предмета преступного посягательству характерны практически для всех крупных закон ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.coalink.ru