Юриспруденция » Теоретический анализ юридических норм, образующих в своей совокупности институт прав человека и гражданина на свободу передвижения » Система учёта граждан Республики Беларусь

Система учёта граждан Республики Беларусь

Страница 1

В начале 90-х годов в Республике Беларусь предпринимались попытки заменить прописку регистрацией граждан, однако сделать это не удалось. С принятием 15.03.1994 Конституции РБ данная задача вновь стала актуальной. С этого времени появилась потребность в принятии специального нормативного правового акта, который комплексно решал бы все вопросы, связанные с реализацией гражданами права на свободу передвижения внутри страны.

Право на свободу передвижения не относится к категории абсолютных и может быть ограничено. Ограничение данной свободы должно базироваться на общепринятых демократических принципах: объективной необходимости применения ограничений; соблюдении международных договоров в области защиты прав и свобод; недопустимости дискриминации по каким-либо признакам. Следует соблюдать принцип соразмерности ограничений правомерно достигаемым целям. С учетом анализа норм Конституции ограничение прав и свобод возможно:

1) только законом;

2) в правомерных целях, а именно для обеспечения: а) национальной безопасности; б) общественного порядка; в) защиты нравственности и здоровья населения; г) защиты прав и свобод других лиц. Можно определить право на свободу передвижения как проявление личной и духовной свободы человека самостоятельно принимать решения о месте своего жительства или пребывания внутри страны либо выезда за ее пределы, возвращения обратно, ограничение которого может быть обусловлено законодательными актами в соответствии с целями развития демократического государства и должно быть им соразмерно.

Правомерными являются ограничения пребывания в местностях с особым правовым режимом (подвергшихся радиационному загрязнению, пограничной зоне и т.п.), ограничения, применяемые к определенным субъектам (несовершеннолетним - в отношении пребывания в общественных местах в ночное время, недееспособным и лицам, злоупотребляющим спиртными напитками, - при распоряжении своим имуществом), и др.

Одной из целей ограничения права на выбор места жительства может быть обеспечение социального и экономического развития. Ограничение права на свободу передвижения, выбор места жительства должно быть пропорциональным (соразмерным) достигаемой цели. Государство вынуждено принимать меры по отношению к тем, кто злоупотребляет своими правами. Человек, выбрав место жительства, несет соответствующие обязанности, например по оплате коммунальных услуг. Когда они не исполняются, то применимы санкции, в т. ч. и выселение в квартиру меньшей площади, ограничение выезда за рубеж.

Президентом РБ был издан Указ от 07.09.2007 № 413 "О совершенствовании системы учета граждан по месту жительства и месту пребывания" (далее - Указ), который имеет не только юридическое, но и важное политико-историческое значение. Наша республика, как, впрочем, и другие республики, ранее входившие в состав СССР, в вопросах передвижения своих граждан, выбора ими места жительства ориентировалась на законодательство СССР, для которого была характерна, жесткая регламентация. Конституционное право граждан на свободу передвижения и выбор места жительства, закрепленное в ст.30 Конституции, благодаря Указу, будет обеспечено более полно.

Во-первых, им упразднена система прописки граждан и вместо нее введена система регистрации граждан по месту жительства и месту пребывания. Указом предусматривается достаточно разумный, рациональный подход, исключающий какие-либо дополнительные сложности для граждан при переходе на регистрационный порядок их учета, а именно: на день вступления в силу Указа граждане считаются зарегистрированными по месту жительства согласно постоянной прописке (при этом штамп о регистрации в документе, удостоверяющем личность гражданина, не ставится). Тот, кто имеет временную прописку, считается соответственно зарегистрированным по месту пребывания, при этом свидетельство о такой регистрации не выдается. В последствии, после вступления в силу Указа, при изменении места жительства или места пребывания граждане обязаны осуществить соответствующую регистрацию.

Страницы: 1 2

Смотрите также:

Уголовный и гражданский процесс
Источниками уголовно-процессуального права в Англии служат, прежде всего законодательные акты, по большей части регулирующие одновременно и вопросы судоустройства. Источниками гражданского процессуального права в Англии являются, прежде всего, законодательные акты, определяющие структуру, компетенц ...

Коллизионное законодательство Республики Беларусь и зарубежных государств регулирующее обязательства из причинения вреда
Коллизионные нормы – это нормы права которые определяют правила применения того или иного законодательства государства при возникшем правонарушении, обязательстве, споре и т.д. Предпосылками возникновения коллизионной нормы является усиление процессов миграции населения за границу, расширение хозяй ...

Принудительные меры воспитательного характера
В соответствии СО СТ. 90 УК РФ несовершеннолетний, впервые совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия. Несо ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.coalink.ru