Юриспруденция » Теоретико-правовой анализ правовой культуры как общесоциального явления » Особенности правовой культуры российских граждан-избирателей

Особенности правовой культуры российских граждан-избирателей

Страница 2

Главным условием осознанного включения в избирательный процесс является непрерывное поддержание положительной мотивации граждан на участие в формировании выборных представительных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, культивирование у них ответственного отношения к своему политическому праву избирать и быть избранными. Нужно отметить, что поскольку конституционные выборы в демократически организованном обществе – это постоянно обновляемое по составу своих участников и событиям политическое действие, то проблема понимания его гражданского смысла существует всегда для каждого нового выборного цикла и нового политического поколения.

Федеральная программа ставит своей первоочередной целью создание единой системы качественного правового просвещения и образования, основанной на индивидуальном подходе, учитывающей интересы граждан. Задача повышения правовой культуры избирателей вытекает также из Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации, направленного на обеспечение реализации и защиту конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Одной из главных задач Федеральной программы, по нашему мнению, является преодоление политической апатии, безразличия граждан к выборам. Федеральная программа предусматривает создание целевых региональных программ с учетом специфики отдельных территорий. Федеральная программа имеет непрерывный цикл, системность форм и методов правового просвещения граждан и рассчитана на долгосрочный период.

В каждой конкретной избирательной кампании реализуются сформировавшиеся ценности правовой культуры, проверяются правовые принципы и идеи. Процессы в сфере правовой культуры носят долговременный характер и развиваются параллельно с развитием законодательства и права. Поэтому необходимо постоянное совершенствование мероприятий по повышению правовой культуры.

Социальная эффективность выборов во многом зависит от правовой культуры самих граждан и общества, государства и его должностных лиц как носителей определенных ценностей и ожиданий, профессиональных качеств и ориентации. Постепенное культивирование навыков и привычек правового общения, поддержание должного уровня доверия к институтам избирательной системы – условия надлежащего отношения должностных лиц к своей роли в избирательном процессе и ответственного участия граждан в выборах.

Следует отметить отсутствие в конституционной регламентации основ политической системы положений о партиях и их роли в политической системе, которая в современных условиях возрастает не только на федеральном, но и на региональном уровне. В ст. 13 Конституции закреплено только понятие «многопартийность» и установление, что «в Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность». Между тем конституционная институционализация политических партий в мире – давно свершившийся факт.

Федеральный закон от 11 июля 2001 г. «О политических партиях» устанавливает, что политическая партия – это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и местного самоуправления.

Нам представляется возможным присоединиться к точке зрения Е.П. Дубровиной, считающей, что в данную формулировку следует внести некоторые коррективы. Так, целью деятельности партий должно быть признано не формирование и выражение, а содействие в участии граждан в политической жизни общества. Отметим, что согласно ст. 21 Конституции ФРГ партиями являются организации, содействующие формированию политической воли народа, а в ст. 4 Конституции Франции говорится о том, что партии должны содействовать выражению общественного мнения путем голосования.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Создание вещи
Приобретение права собственности на вновь изготовленную вещь является первоначальным основанием, поскольку ранее объекта права собственности вообще не существовало. Создание вещи для приобретения на нее права собственности требует соблюдения ряда условий. Во-первых, речь идет именно о новой вещи, с ...

Проверка повода и установление основания для возбуждения уголовного дела
Уголовно-процессуальная деятельность может начаться только при наличии законного повода. Повод для возбуждения уголовного дела - это установленный уголовно-процессуальным законом источник, из которого компетентные органы и должностные лица получают информацию о преступлении. При наличии такого пово ...

Деятельность Управления Федеральной миграционной службы по Чеченской Республике по вопросам гражданства
Управления Федеральной миграционной службы по Чеченской Республике осуществляет свою деятельность по вопросам гражаднства в соответствии с Конституцией Российской Федерации от 12 декабря 1993 года, Приказом ФМС России от 19.03.2008 года № 64 "Об утверждении Административного регламента исполне ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.coalink.ru