Юриспруденция » Теоретико-правовой анализ правовой культуры как общесоциального явления » Особенности правовой культуры российских граждан-избирателей

Особенности правовой культуры российских граждан-избирателей

Страница 2

Главным условием осознанного включения в избирательный процесс является непрерывное поддержание положительной мотивации граждан на участие в формировании выборных представительных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, культивирование у них ответственного отношения к своему политическому праву избирать и быть избранными. Нужно отметить, что поскольку конституционные выборы в демократически организованном обществе – это постоянно обновляемое по составу своих участников и событиям политическое действие, то проблема понимания его гражданского смысла существует всегда для каждого нового выборного цикла и нового политического поколения.

Федеральная программа ставит своей первоочередной целью создание единой системы качественного правового просвещения и образования, основанной на индивидуальном подходе, учитывающей интересы граждан. Задача повышения правовой культуры избирателей вытекает также из Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации, направленного на обеспечение реализации и защиту конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Одной из главных задач Федеральной программы, по нашему мнению, является преодоление политической апатии, безразличия граждан к выборам. Федеральная программа предусматривает создание целевых региональных программ с учетом специфики отдельных территорий. Федеральная программа имеет непрерывный цикл, системность форм и методов правового просвещения граждан и рассчитана на долгосрочный период.

В каждой конкретной избирательной кампании реализуются сформировавшиеся ценности правовой культуры, проверяются правовые принципы и идеи. Процессы в сфере правовой культуры носят долговременный характер и развиваются параллельно с развитием законодательства и права. Поэтому необходимо постоянное совершенствование мероприятий по повышению правовой культуры.

Социальная эффективность выборов во многом зависит от правовой культуры самих граждан и общества, государства и его должностных лиц как носителей определенных ценностей и ожиданий, профессиональных качеств и ориентации. Постепенное культивирование навыков и привычек правового общения, поддержание должного уровня доверия к институтам избирательной системы – условия надлежащего отношения должностных лиц к своей роли в избирательном процессе и ответственного участия граждан в выборах.

Следует отметить отсутствие в конституционной регламентации основ политической системы положений о партиях и их роли в политической системе, которая в современных условиях возрастает не только на федеральном, но и на региональном уровне. В ст. 13 Конституции закреплено только понятие «многопартийность» и установление, что «в Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность». Между тем конституционная институционализация политических партий в мире – давно свершившийся факт.

Федеральный закон от 11 июля 2001 г. «О политических партиях» устанавливает, что политическая партия – это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и местного самоуправления.

Нам представляется возможным присоединиться к точке зрения Е.П. Дубровиной, считающей, что в данную формулировку следует внести некоторые коррективы. Так, целью деятельности партий должно быть признано не формирование и выражение, а содействие в участии граждан в политической жизни общества. Отметим, что согласно ст. 21 Конституции ФРГ партиями являются организации, содействующие формированию политической воли народа, а в ст. 4 Конституции Франции говорится о том, что партии должны содействовать выражению общественного мнения путем голосования.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Методология юридической психологии
Методология - учение о принципах построения, формах и способах познания. В методологии воплощен весь опыт эмпирического и научного познания действительности людьми. Всякая система знания настолько научна, насколько прочен ее методологический фундамент. Самые грубые ошибки, причем часто не замечаемы ...

Коллизионное законодательство Республики Беларусь и зарубежных государств регулирующее обязательства из причинения вреда
Коллизионные нормы – это нормы права которые определяют правила применения того или иного законодательства государства при возникшем правонарушении, обязательстве, споре и т.д. Предпосылками возникновения коллизионной нормы является усиление процессов миграции населения за границу, расширение хозяй ...

Разграничение предметов ведения
Разграничение предметов ведения, это, пожалуй, главное в идеи федерализма. Сама идея федерализма основана на том, чтобы децентрализовать управление по территориальному принципу. Разграничение законодательства и налогообложения между федерацией и субъектами федерации очень сходны, так как в правовом ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.coalink.ru