Юриспруденция » Формы участия Президента Российской Федерации в законодательном процессе, его правотворческие полномочия

Формы участия Президента Российской Федерации в законодательном процессе, его правотворческие полномочия

Страница 1

Среди достаточно обширного перечня полномочий Президента Российской Федерации, содержащихся в главе 4 Конституции, значительное место занимают так называемые правотворческие полномочия. Их не стоит путать с полномочиями по взаимодействию с Федеральным Собранием. Не смотря на то, что во многих учебниках рассматриваемые группы включают в один общий большой раздел, граница между ними достаточно четкая. Поэтому, на наш взгляд, для дальнейшего рассмотрения форм участия Президента Российской Федерации в законодательном процессе, следует указать на те из них, которые напрямую относятся к законотворчеству. Среди них можно выделить следующие:

1. Право выступать в качестве субъекта законодательной инициативы.

2. Промульгация законов о внесении поправок в Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы.

3. Право отлагательного вето.

4. Право обращаться к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства, так как направления политического курса, выраженные в таких посланиях, в дальнейшем находят свое отражение в законотворческой деятельности российского парламента.

При этом первое полномочие относится к общим, так как наравне с Президентом им наделен еще ряд субъектов, а три остальных - к так называемым специальным, или исключительным правам, принадлежащим только главе государства. Рассмотрим все представленные формы участия в отдельности.

Президент России является субъектом законодательной инициативы в силу положений пункта "г" статьи 84 и части 1 статьи 104 Конституции Российской Федерации. Таким образом, глава государства наделен не только возможностью осуществления непосредственного правотворчества, но и правотворчества опосредованного парламентом. При этом в любом случае не исключается возможность непринятия соответствующего законопроекта парламентариями. При этом законопроекты, вносимые Президентом, должны рассматриваться Государственной Думой в общем порядке. В период, пока проект находится на рассмотрении, Президент вправе принять соответствующий указ для оперативного урегулирования общественных отношений.

В рамках осуществления своих общих полномочий в сфере законодательной деятельности, Президент также может присутствовать на заседаниях парламента. Однако, как правило, интересы главы государства при рассмотрении выдвинутых им законопроектов в палатах Федерального Собрания защищает соответствующий полномочный представитель. Особенности его положения, а также порядок участия Руководителя Администрации в организационной деятельности, связанной с осуществлением Президентом своей законодательной инициативы, регулируются Положением о порядке взаимодействия Президента Российской Федерации с палатами Федерального Собрания Российской Федерации в законотворческом процессе, утвержденном Указом от 13 апреля 1996 года № 549.

Следующая форма участия Президента России в законотворческом процессе - промульгация, закреплена в Конституции Российской Федерации и Федеральном законе от 4 марта 1998 года № 33-ФЗ "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации". Как правило, промульгация включает подписание и опубликование соответствующего закона Президентом, однако осуществление последнего полномочия может быть возложено главой государства на иной орган. Принятый Федеральным Собранием федеральный закон, в силу положений части 1 статьи 107 Конституции, в течение пяти дней направляется Президенту для подписания. Аналогичный срок для законов о внесении поправок в Конституцию, в соответствие с частью 1 статьи 12 ФЗ № 33-ФЗ, составляет семь дней. В отношении федеральных конституционных законов данный срок вообще не установлен, как следует из статьи 108 Конституции.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также:

Общая характеристика права граждан по получение информации о деятельности государственных органов по законодательству Российской Федерации
Регулирование права граждан на информацию представляет собой одну из самых трудных для российского законодательства проблем. Только на конституционном уровне это право рассматривается более чем в двадцати конституционно-правовых установлениях, а на более широком - законодательном уровне, по оценкам ...

Субъективные признаки умышленного причинения тяжкого вреда здоровью
Субъективная сторона умышленного причинения тяжкого вреда здоровья характеризуется виной в форме умысла. Виновный сознает, что своими действиями посягает на здоровье другого человека, предвидит возможность или неизбежность наступления общественно-опасных последствий (причинения тяжкого вреда его зд ...

Уголовно-правовое содержание физиологического аффекта
Данный вид аффекта следует рассматривать в двух разновидностях: а) "классический" аффект, который возникает в ответ на острое психотравмирующее воздействие; б) кумулятивный или накопительный аффект, возникающий как реакция на длительную психотравмирующую ситуацию. "Классический" ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.coalink.ru