Юриспруденция » Формы участия Президента Российской Федерации в законодательном процессе, его правотворческие полномочия

Формы участия Президента Российской Федерации в законодательном процессе, его правотворческие полномочия

Страница 4

Следующая особенность правовых актов Президента Российской Федерации непосредственно вытекает из нормы части 2 статьи 90 Конституции: "Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации", то есть обладают свойством общеобязательности. При этом стоит отметить, что данным свойством в действительности будут обладать далеко не все акты главы государства. Так, распоряжения, к примеру, достаточно редко носят общеобязательный характер и чаще всего направлены на определенный круг лиц, что уже исключает их общеобязательность. Например, распоряжение Президента РФ от 15 января 2010 года № 24-рп "Об утверждении перечня должностей, при замещении которых лица считаются допущенными к государственной тайне", которое имеет узконаправленный характер.

президент российский конституция полномочие

Некоторые же подзаконные акты Президента носят декларативный характер и являются ненормативными. К ним можно отнести Распоряжение Президента РФ от 17 декабря 2009 года № 861-рп "О Климатической доктрине Российской Федерации", Указ Президента РФ от 13 июня 1996 года № 884 "О доктрине развития российской науки" и другие. Ненормативные акты Президента Российской Федерации априори не могут быть общеобязательными. Также стоит отметить, что в силу нормы, закрепленной в подпункте 1 пункта 1 статьи 3 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации", ненормативные акты Президента не могут быть оспорены в данном суде на предмет несоответствия Конституции. Это также свидетельствует о том, что на рассматриваемые акты главы государства действие части 3 статьи 90 Конституции не распространяется.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что общеобязательность в силу Конституции является общим свойством подзаконных актов Президента Российской Федерации, однако в действительности этим признаком будут обладать не все указы и распоряжения главы государства.

В качестве особенности нормативно-правовых актов Президента России также можно выделить такое их свойство как оперативность. Это означает, что данные подзаконные акты служат для быстрого вмешательства в постоянно меняющуюся социальную среду с целью предотвращения каких-либо неблагоприятных последствий или своевременного урегулирования новых общественных отношений до того момента, когда будет принят соответствующий федеральный закон. Именно поэтому в Конституции Российской Федерации не содержится нормы об отмене указов Президента. Это может сделать только Конституционный Суд в рамках конституционного судопроизводства.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что указы Президента России будут действовать до момента вступления в силу закона, регулирующего соответствующую сферу общественных отношений. Подтверждение этому находим и в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации. Например, в абзаце 3 пункта 5 Постановления Конституционного Суда РФ от 25 июня 2001 года № 9-П "По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 года № 1709 "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы", указано, что Президент "вправе предпринять правовое регулирование указом - при условии, что действие такого указа во времени ограничивается моментом вступления в силу соответствующего законодательного акта". Данная особенность указов Президента России логично соотносится со свойством их оперативности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также:

Особенности законодательного регулирования правового режима объектов интеллектуальной собственности
Говоря об интеллектуальной собственности, нужно помнить, что это единая подотрасль гражданского права, в основу которой положено признание законом субъективного гражданского исключительного права на все те результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, какие закон находит под ...

Гражданско-правовые отношения
Гражданско-правовое отношение - это общественное отношение, урегулированное нормой гражданского права, участники которого являются носителями гражданских прав и обязанностей. Как и все правовые отношения, гражданское правоотношение имеет свой состав (структуру): 1) субъекты гражданского правоотноше ...

Природа человеческой жестокости в различных формах ее проявления
Жестокость и ее наиболее опасная форма – особая жестокость, вызывают самое суровое осуждение общества. Чтобы понять и адекватно оценить жестокость, необходимо выяснить, чем она отличается от агрессии и агрессивности. Данные понятия часто путают, что приводит к ошибке этического, политического и юри ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.coalink.ru