Юриспруденция » Механизм гарантий основных прав, свобод и обязанностей в РФ » Суд как орган осуществления правосудия

Суд как орган осуществления правосудия

Страница 6

К изменениям действующей в настоящее время судебной системы надо подходить очень вдумчиво и осторожно (слишком велика их цена для правосудия), учитывая состояние, в котором находится судебная система, и вытекающие из этого состояния приоритеты в её развитии и совершенствовании.

Исходя из этого, представляется, что указанные предложения - особенно при том состоянии, в котором находятся суды общей юрисдикции, - ничего полезного не принесут.

Суды общей юрисдикции в настоящее время работают с очень большой нагрузкой. В 2004 г. они рассмотрели около 10 млн. гражданских и уголовных дел, а также дел об административных правонарушениях.

С очень большой нагрузкой работают кассационные и надзорные инстанции верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов. В 2004 г. эти суды рассмотрели 272,3 тыс. гражданских дел в кассационном порядке и 292,9 тыс. надзорных жалоб по гражданским делам.

При этом наблюдается устойчивая тенденция к росту числа поступающих в суды общей юрисдикции дел.

Численность судей, необходимая для рассмотрения такого количества дел (несмотря на её увеличение), явно недостаточна. Условия, в которых работают судьи, далеки от нормальных.

Эти и некоторые другие причины порождают проблемы с формированием судейского корпуса, который в последнее время начал в значительной мере обновляться.

Так, по данным VI Всероссийского съезда судей (декабрь 2004 г.), в судах общей юрисдикции 20,5% вакантных должностей судей, 18,9% судей имеют стаж работы в качестве судьи менее трёх лет, 55,9% судей - женщины.

С учётом изложенного представляется, что в первую очередь надо не учреждать произвольно новые суды, а принимать меры к созданию надлежащих условий в осуществлении правосудия тем судам и тем судьям, которые уже действуют и очень в этом нуждаются.

Для этого необходимо: принять меры к тому, чтобы в судах не было такого значительного количества вакансий; обновить состав судейского корпуса в связи с естественными обстоятельствами (с уходом судей в отставку, прекращением их полномочий в связи с достижением предельного возраста и т.п.); создать надлежащие условия работы (имеются в виду здания судов, их оборудование, обеспечение деятельности судов, работа аппарата судов и тому подобное).

Изменения судебной системы и процессуального законодательства до осуществления указанных мер или одновременно с ними, конечно, нельзя исключить, но изменять надо только то, что действительно препятствует работе судов, при условии, что эти изменения принесут пользу, а не окажутся пустым заверением об очередном "вкладе" в судебную реформу (есть основания полагать, что потребность в изменениях судебной системы судов общей юрисдикции - но не в указанных выше изменениях, а в других - всё же имеется).

При внесении изменений в судебную систему необходимо иметь в виду, что в силу ч. 3 ст. 118 Конституции РФ не допускается создание чрезвычайных судов, а в соответствии со ст. 26 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" специализированные федеральные суды могут создаваться лишь для рассмотрения гражданских и административных дел. Поэтому невозможно - без изменения названного Федерального конституционного закона - создавать специализированные суды для рассмотрения уголовных дел (например, для рассмотрения уголовных дел в отношении несовершеннолетних).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 

Смотрите также:

Юридические гарантии независимости судебной власти
Несменяемость судей – важнейший принцип судоустройства, в соответствии с которым полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом. Независимость судей является гарантией их независимости, прочности и стабильности суд ...

Общие и специальные правила земельно-правовых сделок
Общие правила земельно-правовых сделок сводятся к следующему: 1) земельно-правовая сделка может быть совершена только между правомочными субъектами, к числу которых отнесены: а) дееспособные граждане, то есть лица, достигшие восемнадцатилетнего возраста, не лишенные по суду дееспособности и не огра ...

Основания возникновения аффекта
Для того чтобы состояние лица было квалифицировано как аффект, необходимо установить еще один признак: причина его возникновения. С уголовно-правовой точки зрения значим лишь аффект, возникший в результате неправомерных и аморальных действий (бездействий) самого потерпевшего. Уголовный закон в каче ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.coalink.ru