Юриспруденция » Механизм гарантий основных прав, свобод и обязанностей в РФ » Проблемы реализации права на доступ к правосудию, связанные с устройством судебной системы Российской Федерации

Проблемы реализации права на доступ к правосудию, связанные с устройством судебной системы Российской Федерации

Страница 1

Закрепления в Конституции РФ, международных правовых актах и процессуальном законодательстве права каждого на судебную защиту своих прав, свобод и законных интересов, а также наделения суда полной компетенцией в рассмотрении всех дел, связанных с защитой прав, свобод и законных интересов, самого по себе ещё недостаточно, чтобы считать проблемы судебной защиты исчерпанными.

Необходимо обеспечить всем заинтересованным лицам реальную возможность осуществления этого права, т.е. реальный доступ к правосудию.

На обеспечение доступа к правосудию наибольшее влияние оказывают следующие факторы: а) устройство судебной системы; б) распределение полномочий между судами в этой системе (определение их компетенции); в) процедуры рассмотрения дел в судах; г) процедуры обжалования судебных постановлений; д) исполнение судебных постановлений.

В зависимости от того, насколько оптимально, в соответствии с задачами правосудия, устроена судебная система и определена компетенция судов в этой системе, насколько эффективны процедуры рассмотрения дел и жалоб во всех судебных инстанциях и обеспечено исполнение судебных постановлений, вступивших в законную силу, можно делать выводы о реальности или декларативности права на судебную защиту.

Устройство судебной системы определено Конституцией РФ (гл. 7) и Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации". Положения Конституции РФ, касающиеся судебной системы, и названного Федерального конституционного закона развивают Федеральные конституционные законы "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и "О военных судах Российской Федерации".

Компетенция судов (подведомственность и подсудность дел судам) и процедуры рассмотрения в судах дел и жалоб на судебные постановления установлены процессуальным законодательством, а исполнение судебных постановлений - также Федеральным законом "Об исполнительном производстве".

Согласно Конституции РФ (ст. 118, 125 - 127) и Федеральному конституционному закону "О судебной системе Российской Федерации" судебная система Российской Федерации состоит из Конституционного Суда РФ, системы судов общей юрисдикции, возглавляемой Верховным Судом РФ, системы арбитражных судов, возглавляемой Высшим Арбитражным Судом РФ (в неё также входят конституционные, уставные суды субъектов Российской Федерации, статус и деятельность которых здесь не исследуются).

Отвечает ли устройство судебной системы интересам правосудия и обеспечивает ли оно в надлежащей мере доступ к правосудию заинтересованным лицам?

Система судов общей юрисдикции состоит из трёх уровней федеральных судов: а) районный суд - рассматривает дела в качестве суда первой инстанции и является одновременно апелляционной инстанцией по отношению к мировым судьям; б) верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, автономного округа - рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанций, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам; является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; в) Верховный Суд РФ - высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции; рассматривает в пределах своей компетенции дела в качестве суда второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, - в качестве суда первой инстанции. В нее также входят военные суды (гарнизонные и окружные, флотские суды). В систему судов общей юрисдикции входят и мировые судьи, являющиеся судьями субъектов Российской Федерации.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также:

Конституционные гарантии индивидуальной предпринимательской деятельности в Российской Федерации
Конституция России 1993 г. закрепила право человека на свободу предпринимательской деятельности (ст.34 Конституции): 1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности. 2. Не допускается э ...

Функции и структура городской администрации
С точки зрения организации управления можно выделить пять групп крупных городов: 1) города, являющиеся центрами субъектов Федерации, но не имеющие внутригородского деления, внутригородских муниципальных образований. Вопросами местного значения города ведает городской представительный орган (дума, с ...

Первый этап реформирования потребкооперации РФ
Отличительная особенность конца 1980-1990-х гг. состоит в поиске законодательных основ функционирования системы потребительской кооперации России, разработке отраслевого права с целью дальнейшего развития и совершенствования ее деятельности. За последнее десятилетие было принято три государственных ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.coalink.ru