Юриспруденция » Механизм гарантий основных прав, свобод и обязанностей в РФ » Проблемы реализации права на доступ к правосудию, связанные с устройством судебной системы Российской Федерации

Проблемы реализации права на доступ к правосудию, связанные с устройством судебной системы Российской Федерации

Страница 3

Обращает на себя внимание ещё одна особенность судебной системы Российской Федерации. Система судов общей юрисдикции состоит из двух видов судов: федеральных судов; судей субъектов Российской Федерации, к которым относятся мировые судьи. Такое деление вполне оправданно и вытекает из Конституции РФ.

В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Согласно ст. 11 Конституции РФ государственную власть в Российской Федерации осуществляют: на федеральном уровне - Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации (имеются в виду федеральные суды); на уровне субъектов Российской Федерации - образуемые ими органы.

Исходя из закреплённого в Конституции РФ принципа разделения государственной власти и федерального устройства Российской Федерации, субъекты Российской Федерации, так же как и сама Российская Федерация, должны иметь свои органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

Следовательно, наличие судей субъектов Российской Федерации основано на её Конституции.

Вместе с этим, если строго следовать положениям Конституции РФ, процесс создания органов судебной власти в субъектах Российской Федерации нельзя считать завершённым.

В настоящее время в субъектах Российской Федерации действуют только судьи судов общей юрисдикции, рассматривающие дела по первой инстанции. Вышестоящих судебных инстанций, относящихся к судам субъектов Российской Федерации, нет; второй инстанцией по делам, подсудным мировым судьям, является федеральный районный суд.

Очевидно, что процесс создания судебных систем субъектов Российской Федерации следует завершить: как минимум создать в них суды апелляционных инстанций и освободить федеральные районные суды от не свойственных им функций рассмотрения дел в апелляционном порядке.

Обсуждая проблемы устройства судебной системы, нельзя не возвратиться к упоминавшейся выше идее создания специализированных административных судов. Тем более, что эта идея представляется очень актуальной, поскольку проект Федерального конституционного закона "Об административных судах в Российской Федерации" был внесён в Государственную Думу в 2006 году и в развитие его был разработан проект Кодекса административного судопроизводства (пока что не принят).

Если эти суды создавать, то необходимо иметь в виду следующее. Во-первых, в соответствии с п. 3 ст. 4 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" административные суды, как суды специализированные, могут быть созданы только в системе судов общей юрисдикции. Следовательно, создание их в системе арбитражных судов или образование из них какой-либо новой и самостоятельной системы недопустимо. Во-вторых, к ведению административных судов должно быть отнесено рассмотрение всех так называемых административных дел, а точнее, дел, возникающих из публичных правоотношений. В настоящее время рассмотрение этих дел отнесено как к компетенции судов общей юрисдикции (подразд. III разд. II ГПК, ст. 23.1 КоАП), так и арбитражных судов (разд. III АПК, ст. 23.1 КоАП).

В силу ст. 126 Конституции РФ Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

Согласно ст. 127 Конституции РФ Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также:

Последующий этап расследования и программа действий следователя
Проведением первоначальных следственных действий и связанных с ними оперативно-розыскных мероприятий, как правило, заканчивается первоначальный этап расследования вымогательства. "Заключительным разделом частной криминалистической методики будет описание типичного круга и особенностей тактики ...

Обязанности родителей
В соответствии с Конституцией РФ (ст. 38} забота о детях, их воспитание в равной степени право и обязанность обоих родителей. Это означает, что забота воспитание- не только нравственный долг каждого родителя, но и его конституционные право и обязанность, существование которых не зависит от наличия ...

Судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях
Постановление о наложении административного наказания подлежит исполнению с момента его вынесения, если иное не установлено законодательством РФ. При обжаловании или опротестовании постановления о наложении административного наказания оно подлежит исполнению после оставления жалобы или представлени ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.coalink.ru