Юриспруденция » Государственная система управления образованием Российской Федерации » Политика Российского государства в сфере образования

Политика Российского государства в сфере образования

Страница 2

4. Создание условий для привлечения дополнительных средств в образовательные учреждения;

5. Осуществление перехода от механизма целевого бюджетного финансирования высшего образования к системе инвестирования в него через введение подушевого финансирования .

Кроме того, были поставлены задачи по обеспечению опережающего роста государственных затрат на образование, увеличению заработной платы работников данной сферы, усилению стимулирования качества и результативности педагогического труда. Реализация некоторых из перечисленных мер осуществляется государством в рамках приоритетного национального проекта "Образование", основными направлениями которого являются:

1.Переход к нормативно - подушевому финансированию высших учебных заведений;

2.Повышение самостоятельности вузов, создание локальной системы управления ими;

3.Дифференциация высших учебных заведений в соответствии с рейтинговой системой;

4. введение двухуровневой системы высшего образования: бакалавриат и магистратура.

Как было замечено ранее, в качестве одного из направлений реформы, планируется осуществить переход к системе нормативно – подушевого финансирования учебных заведений. Предполагается, что каждый выпускник школы по результатам ЕГЭ получит образовательный ваучер, который сможет передать в тот вуз, характеристики которого в большей степени отвечают его потребностям. Реформаторы считают, что подобные меры расширят пространство выбора учебного заведения будущим студентом, т.к. теперь ему будет достаточно пройти заочный конкурс, проводимый на основе результатов ЕГЭ. Такой элемент финансирования системы образования, с одной стороны, приведет к дифференциации вузов на престижные (те, которые пользуются наибольшим спросом у абитуриентов и, соответственно, получают достаточный объем государственных инвестиций через образовательные ваучеры) и непрестижные (т.е. не пользующиеся высокой популярностью, имеющие меньший уровень финансирования и сталкивающиеся с необходимостью поиска дополнительных источников средств). С другой – создаст неравные условия доступа к получению образования в университетах для различных групп населения, обусловленные существующим в российском обществе социальным и региональным расслоением. Как отмечает депутат Государственной Думы Олег Смолин, в результате введения ЕГЭ "люди с высокими доходами, как правило, будут учить своих детей бесплатно, а людям с низкими доходами чаще всего придется за образование доплачивать или платить целиком". Действительно, практика последних лет показывает, что дети состоятельных родителей нередко обучаются в лучших школах, а для подготовки к ЕГЭ пользуются уроками репетиторов, что позволяет им получить более высокий балл за экзамен и, соответственно, право обучаться в престижном вузе, в то время как представители других социальных категорий либо совсем не имеют возможности получить высшее образование (в виду его высокой стоимости), либо вынуждены обучаться в непрестижных периферийных вузах. В этой связи отечественная система образования превращается в своеобразное "золотое сито", через которое могут пройти лишь выходцы из высших социальных слоев. Подтверждением тому являются и социологические данные, согласно которым среди студентов лишь чуть больше трети представляют так называемый низший класс, в то время, как остальные учащиеся (60%) являются выходцами из менее чем 25% населения, составляющих высший и средний слои. Для преодоления подобной ситуации в зарубежных странах был выработан ряд механизмов, которые, несмотря на их эффективность, не используются в российской практике. Например, в Британии выпускники школ тоже сдают единый экзамен, однако, бесплатно учатся не те, кто лучше всех его сдал, а те, кто набрал определенное количество баллов, но имеет в семье низкие доходы. Таким образом, британская система образования стремится ограничить неравенство возможностей в образовании.

Другим элементом политики российского государства в сфере образования стало введение механизма инвестирования высшей школы в соответствии с положением учебного заведения в рейтинговой системе российских вузов. Так, в процессе реализации нац. проекта "Образование", планируется разработать совместно с работодателями и представителями бизнеса рейтинг всех ВУЗов страны, при этом основными критериями должны стать степень соответствия специальностей обучения и образовательных курсов, предлагаемых учебным заведением запросам экономики, качество предоставляемых услуг, уровень подготовки профессорско-преподавательского состава, наличие научно-исследовательских разработок, осуществляемых учеными ВУЗов и т.д. По мнению реформаторов, дифференциация учебных заведений (в зависимости от их места в рейтинге) позволит сконцентрировать технические и образовательные ресурсы в тех учреждениях высшей школы, которые занимаются прикладными исследованиями и обеспечивают высокий уровень подготовки специалистов необходимых для рынка труда. Так, существующие вузы планируется классифицировать в соответствии со следующими типами учебных заведений: "общенациональный университет" (высший статус, который планируется присваивать вузам, прошедшим процедуру соответствующей аттестации, а также являющимся культурными и интеллектуальными центрами, осуществляющими фундаментальные исследования, а также перспективные разработки в области образования);

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также:

Имущество и средства ТСЖ
Что является имуществом и что можно считать средствами товарищества собственников жилья? В собственности товарищества собственников жилья может находиться движимое, а также недвижимое имущество, расположенное внутри или за пределами многоквартирного дома (ч. 1 ст. 151 ЖК РФ). Средства товарищества ...

Понятие государственной собственности
Государственная собственность - это имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), а также имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной обла ...

Полномочия представительного органа местного самоуправления
Определение круга полномочий, которое дается в уставах муниципальных образований, не должно противоречить нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу. В данном случае – Закону Санкт-Петербурга «О местном самоуправлении в Санкт-Петербурге» от 18 июня 1997 г, ст. 15 которого устанавли ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.coalink.ru