Юриспруденция » Государственная система управления образованием Российской Федерации » Политика Российского государства в сфере образования

Политика Российского государства в сфере образования

Страница 3

"базовый (системообразующий) вуз" (статус, который будет присваиваться вузам, прошедшим процедуру соответствующей аттестации и являющимся лидерами в подготовке кадров для той или иной отрасли по качественным показателям);

"интегрированное учебное заведение" (статус, который планируется присваивать учреждениям или организациям образования, реализующим образовательные программы разных уровней);

"университетский комплекс" (статус, который планируется присваивать объединениям учебных заведений, создаваемых вокруг ведущих университетов региона, либо вокруг ведущих отраслевых вузов с целью наиболее рационального использования имеющихся в их распоряжении ресурсов, решения управленческих и собственно образовательных проблем);

"исследовательский университет" (статус, который планируется присваивать вузам с широким набором учебных дисциплин, имеющим в своем составе аспирантуры и докторантуры и выполняющим научные исследования за счет бюджетных средств в размере не ниже определенного уровня финансирования). На наш взгляд, критерии, по которым предполагается определять положение учебного заведения в общем рейтинге, не всегда будут способствовать отражению действительного уровня развития вуза, а ориентация учебных заведений на определение уровня их деятельности по параметрам, которые оцениваются извне, может негативно сказаться на качестве предоставляемых услуг. Так, Я.Кузьминов отмечает, что критерии "поддающиеся непосредственным измерениям, стимулирует преподавателей уделять меньше времени собственно преподаванию и переключиться на исследования, оценка которых –по количеству публикаций, цитируемости и пр. –гораздо более прозрачна и может быть выполнена не только внутри, но и за пределами университета. Такая деятельность, несомненно, способствует приобретению репутации в научных кругах (как для отдельного исследователя, так и для университета в целом), однако может негативно сказываться на качестве преподавания".

Заметим, что использование таких критериев для определения статуса учебного заведения обусловлено отсутствием иных параметров, которые способствовали бы измерению качественных характеристик образовательного процесса. Действительно, сегодня политики, экономисты, представители научного сообщества сталкиваются с потребностью создания адекватных измерителей результатов научно – образовательной и научно- исследовательской деятельности. Напомним, что согласно "Бюджетному посланию РФ на 2000–2006 гг." финансирование высшей школы "должно быть непосредственно увязано с достижением конкретных результатов". Как правило, инвестиции в образование носят долгосрочный характер, однако в большинстве развитых стран уже не подвергается сомнению, что вклад в образование является одним из самых надежных и высокоокупаемых. Так, по оценкам экспертов, 1 доллар затрат на образование дает от 3 до 6 долларов прибыли.

В этой связи, обеспечение всеобщего бесплатного высшего образования уже сегодня может стать устойчивой основой прогрессивного развития общества в будущем, способной поддерживать высокий уровень конкурентоспособности государства на мировой арене. В большинстве стран Европы государство обеспечивает бесплатный доступ к высшему образованию, а в США и Японии даже в самых престижных частных университетах, плата за обучение не доминирует при формировании совокупных бюджетов ВУЗов. В этой связи представляется, что при формировании политики отечественной высшей школы государству необходимо исходить из следующих рекомендаций, предложенных учеными:

1.Оказывать государственную финансовую поддержку единого в масштабах федерации стандарта качества обучения. Государственные субсидии должны обеспечить общенаучный и профессиональный циклы обучения, которые служат теоретической базой для получения профессиональных знаний и навыков;

2.Государственно-бюджетному финансированию необходимо сохранить ведущую роль в финансовом обеспечении всего цикла обучения в учебных заведениях, готовящих кадры для предприятий и организаций нерыночного сектора, в т.ч. кадры для сфер образовании, здравоохранения и культуры;

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также:

Права и обязанности гражданского истца
Одинаковые с правами всех других участвующих в уголовном процессе лиц: 1) знать свои права и обязанности (ч. 1 ст. 11 УПК РФ); 2) делать заявления, давать показания и объяснения на родном языке или языке, которым он владеет (п. 5 ч. 4 ст. 44 УПК РФ); 3) пользоваться помощью переводчика бесплатно (п ...

Кодификация коллизионных норм международного частного права России и Беларуси
Коллизионные нормы и России и Беларуси кодифицированы в основном в Гражданских кодексах этих республик. Причём оба кодекса приняты на основе Модельного гражданского кодекса для стран СНГ от 17.021996г (раздел VIIтретьей части). Гражданский кодекс Беларуси был принят7 декабря 1998г. №218-3 (с изм. и ...

Перспективы реформы: важнейшие проблемы
Важнейшие моменты реформы, вызывающие пристальное внимание «регионалов» – это проблема «сильной, эффективной и авторитетной» вертикали государственной власти, механизм и структура взаимодействия (диалога) федерального Центра и регионов 9 федеральные округа), политическая роль региональных лидеров ( ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.coalink.ru