Юриспруденция » Система военных и военно-морских чинов согласно Табели о рангах » Образование привилегий дворянства

Образование привилегий дворянства

Страница 4

В 1720 г. был издан Генеральный регламент, представляющий собой Устав деятельности государственных коллегий, канцелярий и контор. В Регламенте были детально расписаны: состав, компетенция, функции и порядок деятельности учреждений, организация и ведение делопроизводства, обязанности всех должностных лиц. В свою очередь каждая коллегия, исходя из общих принципов и требований, разрабатывала для себя документы в рамках своей компетенции.

Наконец был осуществлен переход от сословно-монархического строя к абсолютной монархии. Атрибуты сословно-монархического строя (Боярская дума и Земские соборы) прекратили свое существование. В 1-м Военно-административном кодексе (1712-1714 гг.) указывалось: «Его величество есть самовластный монарх, который никому на свете в своих делах ответу дать не должен». Петру I удалось сделать то, чего не было даже при Иване Грозном. Программа реформ Ивана Грозного утверждалась 27 февраля 1549 г. на первом Земском соборе (совещании представителей сословий), в котором участвовали члены Боярской думы, представителей духовенства и служилых людей. Он не обладал титулом «самодержец» (титул был введен опять же Земским собором в 1613 г., избравшим царем Романова Михаила Федоровича). Петр I в 1708 г. после успешной Северной войны получает титул императора.

2. Создание социально-правового института государственной службы. В процессе реформ было осуществлено:

разделение государственной службы на три типа (статская, военная и придворная) за счет выделения гражданской (статской) и военной служб в специальные отрасли госуправления, их обособление от придворной деятельности;

создание института государственной должности. По каждому виду госслужбы были определены должности и классные чины. Чины присваивались только за должности;

возможность перехода к постоянным должностям, их окончательное утверждение в госаппарате. Служебные поручения стали постоянными, найдя свое воплощение в институте государственной должности;

утверждение типа госслужбы как повинности. Все дворяне не только получали право, но были обязаны поступить на госслужбу и нести ее пожизненно.

Петром I принимались строгие меры, принуждающие дворян нести государственную службу в качестве пожизненной повинности. За нарушением требований обязательной службы следовали царские указы о наказании, как, например, указ «О лишении царедворцев и офицеров их поместий за неявку на царские смотры и на службу». Виновные, «отбывая от службы, огурством своим», жестоко наказывались: «:За эту вину поместья их и вотчины отписать на него, в.г., из поместного приказу, и для того из тех их поместий и вотчин жен и детей их выслать и людям и крестьянам слушать их не велеть», - отмечалось в указе. А в инструкции герольдмейстеру (которому было поручено кадровое обеспечение госслужбы) от 5 февраля 1722 г. Петр I поручил Сенату обеспечить полный учет «служителей государству», создать их общие списки и списки по чинам как в отношении находящихся на службе, так и временно свободных от нее, собрать данные о дворянских детях и их образовании. Указывалось, чтобы они по городам от службы «не укрывались» и «по домам не прятались». Подлежащие службе строго предупреждались, что уклонение от нее будет наказано исключением со службы; переводом из высших чинов в низшие; «шельмованием в публичном месте»; «лишением общества добрых людей» и т.п.

Обязательная государственная служба была отменена лишь манифестом Петра III (1762 г.) и «Грамотой на право вольности и преимущества благородного российского дворянства» Екатерины II (1785 г.). Однако освобождение от обязательности несения госслужбы сопровождалось определенными ограничениями. Например, не поступившие на госслужбу были обязаны перед своей подписью на любом документе писать слово «недоросль», что своеобразно указывало на то, что данный гражданин «не дорос» до государственной службы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Смотрите также:

Виды и структура правового статуса осужденных
Общий правовой статус – это статус осужденного как гражданина государства. Он определяется прежде всего Конституцией РФ и содержит гарантированные ею всем и каждому права и обязанности, в частности, права: на жизнь; охрану достоинства личности и личную неприкосновенность; свободу совести и вероиспо ...

Политические права
Политические права и свободы - являются важной категорией субъективных прав и свобод человека и гражданина. Их можно рассматривать как "обеспеченную человеку законом и публичной властью возможность участия (как индивидуально, так и коллективно) в общественно-политической жизни государства и в ...

Государственная регистрация закладной
Лицом, составляющим закладную, является либо залогодатель (если он также и должник по основному обязательству), либо залогодатель и должник (если это разные лица). Государственная регистрация внесения в закладную имени ее нового законного владельца не является обязательной, поскольку закладная явля ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.coalink.ru