Юриспруденция » Уголовно-правовая характеристика жестокого обращения с животными » История законодательства царской России, СССР и на постсоветском пространстве в сфере жестокого обращения с животными

История законодательства царской России, СССР и на постсоветском пространстве в сфере жестокого обращения с животными

Страница 3

В УК РСФСР 1926 года в качестве преступления против порядка управления рассматривалось непредставление без уважительных причин по мобилизации или дополнительной поставке на сгонный или сдаточный пункт рабочих животных (лошадей, волов, верблюдов и пр.) посредством их приведения в негодность (ст. 70 ч. 2).

Появление в уголовном законодательстве советского государства норм, устанавливающих специальные составы преступлений за уничтожение животных, объяснялось появлением новых и сложных политических и экономических задач, решавшихся в период начала социалистического строительства. В этих условиях животные (особенно рабочий скот) выступали в роли имущества, подлежащего повышенной уголовно-правовой охране независимо от применявшихся способов его уничтожения или повреждения (в данном случае независимо от того, являлись ли они жестокими или нет для животных). Кроме того, необходимо иметь ввиду, что на определенных этапах развития советской государственности в уголовном законодательстве в целях реализации политических задач допускалось уголовно-правовое преследование и тех лиц, которые уничтожали, в том числе используя жестокие способы, принадлежащих им на праве собственности животных, что не было характерно для дореволюционного российского законодательства.

Речь идет о существовавшей в УК РСФСР 1926 года норме, предусматривавшей уголовную ответственность за уничтожение собственного скота. Известно, что в процессе коллективизации 10 декабря 1929 года Колхоз-центр СССР директивно потребовал в трехмесячный срок провести кампанию по обобществлению рабочего продуктивного скота и кормов, а в отношении тех членов коммун и сельхозартелей, кто откажется от обобществления, принять решительные меры воздействия. Попытки проведения в жизнь этой директивы привели к тому, что многие крестьяне стали резать свой скот. В ответ на эти вынужденные акции крестьянства в УК РСФСР 1926 года была включена норма (ст. 79 з), устанавливавшая ответственность за «незаконный (без разрешения органов ветеринарного надзора) убой лошадей, а также умышленное изувечение лошадей и иные злостные действия, которые повлекли за собой гибель лошади или привели ее в непригодное состояние, совершенное кулаками или частными скупщиками, а равно подстрекательство ими к этим действиям других лиц». Наказание за подобного рода действия было установлено в виде лишения свободы на срок до двух лет с высылкой или без таковой. Характерно, что менее строгое наказание в виде исправительно-трудовых работ предусматривалось за те действия в отношении лошадей, принадлежащих колхозам, совхозам, машинно-конным станциям и другим учреждениям обобществлённого сектора, совершенные работниками указанных хозяйств, учреждений и предприятий и членами колхозов.

Понятно, что действия крестьян по уничтожению принадлежащее им скота как реакция на насильственно проводимую коллективизацию нечего общего не имели с нарушением прав и интересов других граждан. Криминализируя подобного рода действия, совершаемые, в том числе и жестокими способами по отношению к животным («изувечение лошадей»), законодатель преследовал сугубо политические цели, которые никоим образом не были связаны с целью уголовно-правовой охраны животных от жестокого по отношению к ним отношения со стороны человека. Прямое указание в диспозиции данной статьи на цель совершения преступления свидетельствует о том, что с помощью рассматриваемого уголовно-правового запрета решалась задача создания нормативной базы для проведения коллективизации сельского хозяйства, но никак незадача преследования лиц за жестокое обращение с животными.

Впервые в России ответственность за негуманное (жестокое) отношение к животным была введена в 1988 г. Учитывая пожелания трудящихся, предложения общественных организаций о введении ответственности за жестокое обращение с животными, – говорилось в Указе Президиума Верховного Совета РСФСР, – и принимая во внимание, что такие действия несовместимы с моралью социалистического общества и наносят ущерб делу воспитания граждан, особенно детей, было установлено:

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также:

Правовое регулирование применения спецсредств и оружия
Сотрудники полиции при использовании огнестрельного оружия, специальных средств и физической силы обязаны руководствоваться рядом нормативно-правовых актов, основное место среди которых занимают Федеральный закон от 7 февраля 2011г. № 3-ФЗ "О полиции" и Уголовный кодекс Российской Федерац ...

Роль выдающихся российских адвокатов в развитии судебного процесса
Судебное разбирательство — это всегда столкновение добра и зла во имя справедливости. Сознание того, что последствием судебного решения может быть судебная ошибка, несправедливая безнаказанность или несоразмерное наказание преступника, превращает спор между обвинителем и защитником в настоящий бой. ...

Административная правоспособность как элемент административной правосубъектности
Административно-правовые отношения возникают тогда, когда субъекты (участники) этих отношений имеют административную правоспособность, т.е. обладают необходимым объемом прав и обязанностей, создающих основу для их вступления в правоотношения. Каждый участник административно-правовых отношений, наде ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.coalink.ru