Юриспруденция » Государственная служба в Министерстве здравоохранения Челябинской области » Государственный служащий: прошлое и настоящее

Государственный служащий: прошлое и настоящее

Страница 1

Первые признаки государственной службы как особого вида деятельности «по обеспечению исполнения полномочий» государства, возможно не всегда тщательно просматриваемые, а полому пропущенные некоторыми исследователями, по моему мнению, стали появляться в России ко времени образования Древнерусского государства, именуемого Киевской Русью.

Проанализировав процесс формирования государственной службы в Киевской Руси, следует отмстить, что далеко не все ученые, изучающие проблемы государственной службы в Российской Федерации, говоря об ее истоках, сочли нужным упомянуть о наличии этой службы в древнерусском государстве. Большинство из них первые признаки государственной службы в России усмотрели лишь в эпоху правления Петра I.

Конец XVII – начало XVIII в. характеризуется переходом от службы государю к государственной службе. В начале XVIII в. завершается продолжавшееся в течение предыдущего столетия превращения отдельных поручений – приказов верховной власти в постоянные должности. Эти перемены законодательно закреплены 24 января 1722 г. Табелью о рангах. Приняв Табель о рангах, законодатель почти, на два века запустил механизм формирования личного состава государственного аппарата.

Из наиболее значимых законодательных актов допетровской эпохи необходимо выделить Соборное уложение 1649 г., которое регламентировало все основные стороны жизни и деятельности государственных учреждений два последующих века. В целом деятельность государственных служащих по организации государственного строительства в России больше тяготела к абсолютизму, который окончательно оформился в правление Петра I. При абсолютизме глава государства рассматривался с юридической точки зрения как единственный источник законодательной и исполнительной власти.

С приходом к власти в России Петра I начался интенсивный поиск новых, более эффективных методов работы государственных служащих, а также более совершенных форм организации государственного аппарата. Наиболее значимым с законодательной точки зрения событием, придавшим государственной службе подлинно государственное предназначение, стал «Табель о рангах всех чинов, воинских, статских и придворных, в котором классе чипы и которые в одном классе, те имеют по старшинству времени вступления в чип между собою, однако воинские выше прочих, хотя б и старее, кто в ином классе пожалован был», утвержденный Петром I 24 января 1722 г.

Создавая иерархию чинов для государственных служащих, Петр I взял за основу распределение должностей по классам воинских званий и ввел понятие «чиновник», т.е. человек, обладающий чином по Табели о рангах.

Реформирование государственной службы в период преобразований первой четверти XVIII в., изменение принципов комплектования и чинопроизводства государственных служащих, введение Табели о рангах положили начало новому этапу корпоративизации государственных служащих, который так же, как и применительно к XVII в., можно рассматривать в качестве этапа формирования бюрократии, но уже на иной основе. В первые десятилетия существования Табели о рангах почти не подвергался корректировке, поскольку результаты еще не были видны. И только после проведения переписей государственных служащих в 50-х годах XVIII в., законодательство в сфере формирования социального состава государственных служащих активизировалось.

Политика в сфере приема на службу, чинопроизводства имела во второй половине XVIII в. явно продворянский характер. Но, не смотря на все законодательные усилия, правительству не удавалось противостоять притоку в государственный аппарат выходцев из непривилегированных сословий, и оно было вынуждено в конце XVIII в. принять ряд мер для обеспечения особого юридического статуса чиновников недворянского происхождения, в частности выходцев из податных сословий. В этот же период складывались и особые источники материального обеспечения этой социальной группы - вводились постоянное денежное жалованье для всех категорий чиновничества и пенсион.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также:

Электромагнитный перехват
Используются перехватывающие устройства, работающие без прямого контакта. Можно уловить излучение, центральным процессором, дисплеем, телефоном, принтером, линиями микроволновой связи, считывать данные с дисплейных терминалов при помощи доступных каждому простейших технических средств. Преступники, ...

Дисциплинарная ответственность
Понятие дисциплинарной ответственности и основания ее применения к работникам. Виды дисциплинарных взысканий и порядок применения. Дисциплинарная ответственность работников является одним из видов юридической ответственности, которая предусмотрена законодательством за неправомерное поведение. Дисци ...

Особенности правовой системы США
Английские поселенцы, обосновавшиеся на территории США, при­несли с собой и английское право. Начиная с 1607 г. - даты образо­вания первой колонии-оно считалось единственным действующим пра­вом; обычай и традиции местного вытесняемого населения игнорирова­лись как нечто нецивилизованное и враждебно ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.coalink.ru