Юриспруденция » Проблемы определения уголовно-процессуального статуса лиц, подвергаемых уголовному преследованию » Субъекты уголовного преследования стороны обвинения

Субъекты уголовного преследования стороны обвинения

Страница 1

Уголовно-процессуальный кодекс РФ определяет уголовное преследование как процессуальную деятельность, осуществляемую стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления (п.55 ст.5).

Нормативно-правовое понятие уголовного преследования впервые представлено в действующем УПК РФ. Ранее термин «уголовное преследование» был достоянием научных работ, в которых ему дана различная интерпретация. Так, выдающийся русский процессуалист И.Я. Фойницкий применял термин «уголовное преследование» как синоним понятия «обвинение». Характеризуя основные уголовно-процессуальные функции, М. С. Строгович в работе «Уголовное преследование в советском уголовном процессе» именовал данную функцию «уголовное преследование или обвинение». При этом в последующих главах данной монографии М.С. Строгович характеризовал именно уголовное преследование как сложную деятельность, включающую в себя и привлечение к уголовной ответственности, и поддержание обвинения перед судом. «Уголовное преследование, - отмечал М.С. Строгович, - направлено на изобличение, обвинение того или иного лица в совершении преступления» . После принятия УПК РСФСР 1960 года, который не содержал термина «уголовное преследование», М.С. Строгович писал: «Само понятие уголовного преследования указывает на обвинительный характер этой деятельности… уголовное преследование – это обвинение как процессуальная функция, т.е. обвинительная деятельность».

Иную позицию о соотношении уголовного преследования и обвинения высказал А.П. Гуляев, подчеркивая нетождественность данных понятий: «Можно обвинить лицо в совершении преступления, осуществив в отношение него до конца функцию обвинения, и в то же время освободить его от уголовной ответственности по основаниям, указанным в законе, т.е. по существу отказаться от уголовного преследования».

На наш взгляд, понятия «обвинение» и «уголовное преследование» не являются синонимами. Законодатель в п.22 ст.5 УПК РФ определяет обвинение как «утверждение о совершении определенным лицом деяния, запрещенного уголовным законом, выдвинутое в порядке, установленном настоящим кодексом». Уголовное преследование следует понимать как деятельность стороны обвинения по изобличению конкретного лица в совершении преступления, для того чтобы позднее обоснованно утверждать о его виновности. Иными словами, обвинение – это вывод стороны обвинения на определенном этапе уголовного преследования о совершении преступления конкретным лицом. После предъявления обвинения уголовное преследование не прекращается, а продолжается вплоть до вступления в законную силу обвинительного приговора суда.

Из законодательного определения уголовного преследования следует, что его осуществляет сторона обвинения. В соответствии с п.47 ст.5 УПК РФ стороной обвинения являются прокурор, а также следователь, начальник следственного отдела, дознаватель, частный обвинитель, потерпевший, его законный представитель и представитель, гражданский истец и его представитель.

В ныне действующем уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации, согласно ч.1 ст.37, прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, установленной УПК, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

Согласно определению, содержащемуся в пункте 31 статьи 5 УПК, прокурор в контексте уголовно-процессуального права – это Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры, их заместители и помощники, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями федеральным законом о прокуратуре.

Согласно Федеральному Закону «О прокуратуре Российской Федерации» (в редакции 2003 года с изменениями и дополнениями) прокуратура Российской Федерации представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Наряду с другими функциями прокуратура осуществляет:

- надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

- уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также:

Юридическая природа актов государственного управления
Принятие и исполнение административно-правовых актов является одной из основных форм реализации исполнительной власти. В процессе государственного управления возникает потребность в конкретизации норм законов, которая и осуществляется путем издания административных актов. В процессе государственног ...

Департамент имущественных отношений
Департамент имущественных отношений является структурным подразделением центрального аппарата Министерства экономического развития России, осуществляющим реализацию функций Министерства по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, а так ...

Национальность ТНК, характеристика как юридического лица
В связи с тем, что объем правомочий иностранного и национального юридического лица может оказаться различным, в первую очередь важно верно определить национальность (личный закон) юридического лица. Так, раздел VI Гражданского кодекса Российской Федерации закрепляет общую формулировку личного закон ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.coalink.ru