Юриспруденция » Проблемы определения уголовно-процессуального статуса лиц, подвергаемых уголовному преследованию » Принудительные меры воспитательного характера

Принудительные меры воспитательного характера

Страница 2

Передача несовершеннолетнего под надзор специализированного государственного органа предусмотрена в УК РФ впервые.

К таким органам прежде всего следует отнести соответствующие подразделения органов внутренних дел — инспекции по делам несовершеннолетних, осуществляющие воспитательно-профилактическую работу среди подростков и их родителей и находящиеся в сфере контроля органов внутренних дел и юстиции.

Обязанность загладить причиненный вред возлагается с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков. Имущественное положение несовершеннолетнего определяется наличием у него самостоятельного заработка, трудовых навыков и достижением 15-летнего возраста. Под самостоятельным заработком следует понимать не только оплату за выполнение постоянной или временной работы, доход от предпринимательской деятельности, но и стипендию, другие выплаты. Речь вдет о том, что подросток своим трудом может устранить причиненный материальных ущерб. Это устанавливается и признается судом, который фиксирует способность виновного непосредственно устранить причиненный вред. В некоторых случаях с согласия потерпевшего обязанность загладить причиненный вред может касаться и морального вреда, который может быть заглажен публичным извинением раскаявшегося правонарушителя, в особенности, если имело место посягательство на неприкосновенность или достоинство личности.

Наиболее серьезной мерой, связанной с ограничением свободы времяпрепровождения несовершеннолетнего, безусловно, является мера принудительного воспитательного воздействия, указанная в УК РФ как «ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего». При ее реализации несовершеннолетний помещается в условия, позволяющие оградить его от негативных влияний микросреды, направить в русло нормального, правомерного поведения. При этом перечень особых требований, предъявляемых к нему и изложенных в ч. 4 ст. 91 УК, не является исчерпывающим и может быть дополнен рациональными мерами, оказывающими эффект в перевоспитании подростка.

Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего как мера принудительного воспитательного воздействия могут предусматривать запрет посещения определенных мест, использование определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением транспортным средством, ограничением пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа. Несовершеннолетнему может быть предъявлено также требование возвратиться в образовательное учреждение либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа.

Необходимо еще раз подчеркнуть гуманный характер применения мер уголовного наказания в отношении несовершеннолетних и прежде всего использования разнообразных мер принудительного воспитательного воздействия. Важно, чтобы подросток почувствовал тяжесть ответственности за причиненный его деянием вред, осознал, что его поведение находится под пристальным контролем соответствующих лиц и организаций, задача которых — помочь ему в исправлении поведения и предупреждении новых правонарушений.

Особенности правового и фактического статуса несовершеннолетних позволяют в ряде случаев решить задачи, достигаемые в отношении взрослых заключением под стражу, с помощью иных принудительных мер воспитательного воздействия, а именно в виде предупреждения; передачи под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа; возложения обязанности загладить причиненный вред; ограничения досуга и установления особых требований к поведению несовершеннолетнего; помещение в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение для несовершеннолетних. Однако известно, что самоконтроль у несовершеннолетних снижен, а поэтому любая избранная мера воспитательного воздействия должна быть дополнена иными мерами, обеспечивающими внешний контроль за его поведением. Исходя из этих соображений, по делам несовершеннолетних необходимо:

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Законодательная власть
Законодательная власть – представительная. На основании выборов народ передает власть своим представителям и таким образом уполномочивает представительные органы осуществлять государственную власть. В этом смысле можно говорить о первичности представительных органов в механизме государственной влас ...

Гражданско-правовой режим права государственной и муниципальной собственности
Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации – республикам, краям, областям, городам федерального знач ...

Образование привилегий дворянства
Петр Великий нанес, по-видимому, решительный удар породе учреждением Табели о рангах (24 января 1722 г.). Табель о рангах, т. е. роспись чинов, которые постепенно должен был проходить всякий служилый человек, имела двоякое значение. Во-1-х, она устраняла, в принципе, замещение тех или других должно ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.coalink.ru