Юриспруденция » Отказ в возбуждении уголовного дела » Понятие и сущность возбуждения уголовного дела

Понятие и сущность возбуждения уголовного дела

Страница 3

В соответствии с ч. 4 ст. 21 УПК следователь, орган дознания и дознаватель в пределах своих полномочий вправе предъявлять требования, поручения и запросы, обязательные для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами. Следует отметить, что данное положение в полной мере распространяется и на стадию возбуждения уголовного дела.

Следующим не менее важным аргументом процессуальной сущности рассматриваемой стадии является ее проведение в сроки, установленные уголовно-процессуальным законом. Согласно ст. 144 УПК руководитель следственного органа, следователь, орган дознания и дознаватель обязаны принимать решения по поступившим к ним сообщениям о преступлениях в срок не более трех суток со дня их получения. По ходатайству следователя или дознавателя этот срок может быть продлен до 10 суток руководителем следственного органа или начальником органа дознания, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток (ч. 3 ст. 144 УПК РФ).

О процессуальной самостоятельности первоначальной стадии уголовного процесса свидетельствуют также принимаемые по результатам осуществленной в ее рамках деятельности процессуальные решения. В соответствии со ст. 145 УПК РФ по поступившим сообщениям о готовящихся или совершенных преступлениях руководитель следственного органа, следователь, орган дознания, дознаватель принимают одно из следующих решений:

- о возбуждении уголовного дела;

- об отказе в возбуждении уголовного дела;

- о передаче сообщения по подследственности.

Учитывая, что согласно п. 33 ст. 5 УПК РФ решения, принятые (принимаемые) следователем и дознавателем в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом РФ, являются процессуальными решениями, логично предположить, что данные решения могут быть итогом лишь процессуальной деятельности.

Как необоснованное возбуждение уголовного дела, так и необоснованный отказ в его возбуждении наносят большой ущерб гражданам, их правам и свободам, интересам общества и государства. Необоснованное возбуждение уголовного дела приводит к бесполезной трате сил и средств, к искусственному созданию перегрузки в работе. Возбуждение уголовного дела при отсутствии к тому оснований может повлечь за собой и еще более серьезные нарушения - незаконные задержания, привлечение в качестве обвиняемого, производство необоснованных обысков, заключение под стражу, применение иных мер процессуального принуждения. В то же время необоснованный отказ в возбуждении уголовного дела порождает безнаказанность, создает условия для продолжения преступной деятельности, подрывает принцип неотвратимости ответственности за совершенное преступление. Только законное и обоснованное разрешение вопроса о возбуждении уголовного дела обеспечивает выполнение задач, которые призвана решать первоначальная стадия уголовного судопроизводства.

Итак, существующая в настоящее время совокупность правовых норм, регламентирующих процедуру получения и проверки заявлений и сообщений о преступлениях, а также предусмотренные законом уголовно-процессуальные решения, принимаемые по результатам проверки, не оставляют сомнений в существовании самостоятельной стадии уголовного процесса - стадии возбуждения уголовного дела.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также:

Единый порядок рассмотрения и разрешения обращений граждан
Ключевой принцип приемлемости обращения к органам государственной власти Российской Федерации закреплен в ч. 2 ст. 2 ФЗ об обращениях. Установлено, что осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц. Сформулированное положение корреспондирует ч. 3 ст. 17 К ...

Реформирование кадрового найма в системе службы в государственных компаниях
Актуальность данной проблемы представляется бесспорной, так как на сегодняшний день в России остро стоит вопрос о профессионализме государственных служащих. Государственная служба является одним из важнейших институтов, посредством, которого выполняются цели и задачи государства. Практическая реали ...

Становление и развитие института государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
Около двенадцати лет базовыми нормативными актами, регулирующими государственную регистрацию коммерческих организаций, оставались Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. "О предприятиях и предпринимательской деятельности" и Указ Президента РФ от 8 июля 1994г. "Об упорядочении государственн ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.coalink.ru