Юриспруденция » Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения » Укажите публично-правовые ограничения оборота земель сельскохозяйственного назначения

Укажите публично-правовые ограничения оборота земель сельскохозяйственного назначения

Страница 1

Согласно п. 2 ст. 36 Конституции РФ владение, пользование и распоряжение землями сельскохозяйственного назначения осуществляются свободно, если это не входит в противоречие с публичными интересами.

Противоречие частных интересов публичным обусловлено тем, что земля представляет собой основу жизни и деятельности проживающих на ней народов (п. 1 ст. 9 Конституции РФ), а значит, и правовое регулирование оборота земель сельскохозяйственного назначения должно осуществляться с учетом интересов настоящего и всех будущих поколений.

Правовые ограничения в обороте земель сельскохозяйственного назначения обусловлены:

а) особой значимостью земель сельскохозяйственного назначения, в связи с чем оборот допускается при условии обеспечения целевого, рационального и эффективного использования этих земель;

б) недопустимостью оборота иных сельскохозяйственных земель, внешне сходных с землями сельскохозяйственного назначения;

в) недопустимостью возникновения в результате этого оборота латифундизма и минифундизма, т.е. концентрации земель сельскохозяйственного назначения в частной собственности отдельных лиц и чрезмерного дробления земельных участков в качестве объектов собственности;

г) недопустимостью нарушения прав третьих лиц при осуществлении оборота земель сельскохозяйственного назначения и обязанности лиц, осуществляющих оборот этих земель, компенсировать потерпевшим стоимость понесенных ими убытков;

д) потребностью в обеспечении приоритета публичных интересов:

- российских граждан и юридических лиц перед иностранными;

- приоритетного права в покупке земель сельскохозяйственного назначения субъектами РФ и органами местного самоуправления;

- исключения из оборота тех видов земель сельскохозяйственного назначения, которые имеют особую публичную значимость;

е) потребностью привлечения к эксплуатации земель сельско-хозяйственного назначения наиболее эффективных хозяйствующих субъектов;

ж) обеспечением равного доступа хозяйствующих субъектов к землям сельскохозяйственного назначения и исключения монополизма;

з) обеспечением эффективного государственного контроля за оборотом земель сельскохозяйственного назначения, включающего в себя:

- федеральный контроль за осуществлением оборота этих земель региональными (субъектами РФ) и муниципальными органами;

- государственный учет земель, соблюдение ценовой дисциплины при их обороте и т.д.

Необходимость обеспечения охраны окружающей природной среды потребовала введения значительного числа ограничений в осуществлении собственником земельного участка тех или иных видов хозяйственной деятельности. Так, при размещении предприятий, зданий, сооружений и иных объектов недвижимости собственник земельного участка обязан обеспечивать выполнение требований по охране окружающей природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, учету ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических, нравственных последствий деятельности указанных объектов. При этом в качестве приоритетной задачи выступает охрана здоровья человека и благосостояние населения.

Кроме того, законодательство предусматривает земельно-планировочные ограничения права собственности на землю, например в связи с проведением земляных работ и резервированием. Резервирование земель осуществляется в соответствии со ст. 70.1 ЗК РФ и Положением о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 г. N 561. Анализ пп. 7 - 11 Положения позволяет сделать вывод, что государственная регистрация ограничений прав при резервировании имеет правоподтверждающий характер.

Законодателем в общественных интересах также установлены определенные ограничения оборота земельных участков сельскохозяйственного назначения в зависимости от субъектного состава. В частности, в соответствии со ст. 3 Закона об обороте земель иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50%, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды.

Пунктом 3 ст. 15 ЗК РФ установлено, что иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Законодательство о хищении в дореволюционный период
Кража, будучи одной из форм хищения, относится к древнему типу преступлений против собственности, связанных с нарушением владения вещью. Еще когда у человечества не было права как такового, функции охраны собственности от посягательств выполняли морально-этические нормы и религия. Не случайно в Наг ...

Судейское усмотрение и проблемы назначения наказания при наличии смягчающих и отягчающих обстоятельств
Определяя общие начала назначения наказания, уголовный закон придает особое значение установлению характера и степени общественной опасности преступления и личности виновного в его совершении лица, учету в правоприменении обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание. Известно, что в разных разд ...

Разделы государственного кадастра недвижимости
Согласно статье 13 ФЗ «О государственном кадастре»: 1. Государственный кадастр недвижимости: - реестра объектов недвижимости; - кадастровых дел; - кадастровых карт. 2. В реестре объектов недвижимости содержатся сведения об объектах недвижимости. Он состоит из: - реестров объектов недвижимости кадас ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.coalink.ru