Юриспруденция » Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения » Укажите публично-правовые ограничения оборота земель сельскохозяйственного назначения

Укажите публично-правовые ограничения оборота земель сельскохозяйственного назначения

Страница 1

Согласно п. 2 ст. 36 Конституции РФ владение, пользование и распоряжение землями сельскохозяйственного назначения осуществляются свободно, если это не входит в противоречие с публичными интересами.

Противоречие частных интересов публичным обусловлено тем, что земля представляет собой основу жизни и деятельности проживающих на ней народов (п. 1 ст. 9 Конституции РФ), а значит, и правовое регулирование оборота земель сельскохозяйственного назначения должно осуществляться с учетом интересов настоящего и всех будущих поколений.

Правовые ограничения в обороте земель сельскохозяйственного назначения обусловлены:

а) особой значимостью земель сельскохозяйственного назначения, в связи с чем оборот допускается при условии обеспечения целевого, рационального и эффективного использования этих земель;

б) недопустимостью оборота иных сельскохозяйственных земель, внешне сходных с землями сельскохозяйственного назначения;

в) недопустимостью возникновения в результате этого оборота латифундизма и минифундизма, т.е. концентрации земель сельскохозяйственного назначения в частной собственности отдельных лиц и чрезмерного дробления земельных участков в качестве объектов собственности;

г) недопустимостью нарушения прав третьих лиц при осуществлении оборота земель сельскохозяйственного назначения и обязанности лиц, осуществляющих оборот этих земель, компенсировать потерпевшим стоимость понесенных ими убытков;

д) потребностью в обеспечении приоритета публичных интересов:

- российских граждан и юридических лиц перед иностранными;

- приоритетного права в покупке земель сельскохозяйственного назначения субъектами РФ и органами местного самоуправления;

- исключения из оборота тех видов земель сельскохозяйственного назначения, которые имеют особую публичную значимость;

е) потребностью привлечения к эксплуатации земель сельско-хозяйственного назначения наиболее эффективных хозяйствующих субъектов;

ж) обеспечением равного доступа хозяйствующих субъектов к землям сельскохозяйственного назначения и исключения монополизма;

з) обеспечением эффективного государственного контроля за оборотом земель сельскохозяйственного назначения, включающего в себя:

- федеральный контроль за осуществлением оборота этих земель региональными (субъектами РФ) и муниципальными органами;

- государственный учет земель, соблюдение ценовой дисциплины при их обороте и т.д.

Необходимость обеспечения охраны окружающей природной среды потребовала введения значительного числа ограничений в осуществлении собственником земельного участка тех или иных видов хозяйственной деятельности. Так, при размещении предприятий, зданий, сооружений и иных объектов недвижимости собственник земельного участка обязан обеспечивать выполнение требований по охране окружающей природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, учету ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических, нравственных последствий деятельности указанных объектов. При этом в качестве приоритетной задачи выступает охрана здоровья человека и благосостояние населения.

Кроме того, законодательство предусматривает земельно-планировочные ограничения права собственности на землю, например в связи с проведением земляных работ и резервированием. Резервирование земель осуществляется в соответствии со ст. 70.1 ЗК РФ и Положением о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 г. N 561. Анализ пп. 7 - 11 Положения позволяет сделать вывод, что государственная регистрация ограничений прав при резервировании имеет правоподтверждающий характер.

Законодателем в общественных интересах также установлены определенные ограничения оборота земельных участков сельскохозяйственного назначения в зависимости от субъектного состава. В частности, в соответствии со ст. 3 Закона об обороте земель иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50%, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды.

Пунктом 3 ст. 15 ЗК РФ установлено, что иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Субъекты правовых отношений
Статья 148 о ЧОД имеет следующие перечесления видов охранных услуг. При этом следует обратить внимание, что на основании ст. 119 Закона уполномоченным субъектом по оказанию охранных услуг может быть только юридическое лицо8, специально учрежденное как частное охранное предприятие. Охранные подразде ...

Понятие нормативно-правового акта
Одним из признаков права выступает его формальная определенность. Правовые нормы должны быть обязательно объективированы, выражены вовне, содержаться в тех или иных формах, которые являются способом их существования, формами жизни. Без этого нормы права не смогут выполнить свои задачи по регулирова ...

Основания и порядок применения оружия сотрудниками полиции
Право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия Согласно ст. 18 Закона "О полиции" сотрудники полиции имеют право использовать физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие лично или в составе группы на основании и порядке, предусмотренном ф ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.coalink.ru