Юриспруденция » Сопоставление правовых позиций Конституционного Суда РФ и зарубежных судов по вопросам федерализма » Принципы федерализма

Принципы федерализма

Страница 1

Во многих федеративных государствах проблема наличия суверенитета у субъектов федерации, а точнее её решения в практике верховных судов, является основополагающим аспектом в определении отношений между федерацией и её субъектами. От её решения, прежде всего, будут зависеть принципы организации власти в субъектах федерации, соотношение законодательства общефедерального и субъекта федерации, внешнеполитическое взаимодействие с государственными образованиями и зачастую именно решение этой проблемы определяет отношение к вопросу сецессии верховной власти государства.

По общему правилу за субъектами федерации не признаётся наличие суверенитета. Российская Федерация придерживается этого правила. В определении от 7 июня 2000 г. No. 10-П Конституционный Суд Российской Федерации прямо указывает, что у субъектов Российской Федерации нет суверенитета. Наличие государственного суверенитета исключительно у Российской Федерации Конституционный суд Российской Федерации связывает с тем, что Российская Федерация вместе со всеми субъектами создавалась по волеизъявлению многонационального народа, а не в порядке договора, следовательно, предполагается только один уровень суверенитета. Я считаю, что такая позиция способствует сильной централизации власти, так как отсутствие суверенитета существенно ограничивает возможности субъекта федерации.

Практика Канадского Верховного суда тоже указывает на отсутствие суверенитета у субъектов федерации. В решение от 20 августа 1998 Канадский Верховный суд отвечает на вопрос правительства Квебека о возможности сецессии в одностороннем порядке. Канадский Верховый суд отвечает, что это невозможно, так как это затрагивает интересы, как Квебека, так и всей федерации в целом. Следовательно, для сецессии необходимо согласование. Из этого можно сделать вывод, что субъекты федерации в Канаде не имеют суверенитета, так как не могут полностью самостоятельно удовлетворять свои интересы. Но в отличие от практики Конституционного суда Российской Федерации отсутствие суверенитета у субъектов федерации прямо не подтверждено, но это явно следует из практики. Вдобавок, по общему правилу у субъектов федерации нет суверенитета, следовательно, что бы говорить о его наличии нужно прямое указание в законе или практике суда. Так же о наличие суверенитета можно говорить, если субъекты федерации обладаю какими-либо экстра полномочиями: односторонняя сецессия, полная свобода в заключение международных договоров, возможность формирования собственных вооружённых сил и т.п В Канаде ничего из этого нет, следовательно, говорить о наличии суверенитета у субъектов федерации не приходиться.

Позиция Верховного суда США по этому же вопросу резко отличается от Канадской, а тем более от Российской. Верховный суд США прямо указывает на наличие суверенитета у штатов в решении от 27 марта 1996. Согласно позиции Верховного суда США штат обладает суверенитетом и верховенством государственной власти в пределах своего ведения. Но, я считаю что, это нельзя назвать полноценным суверенитетом, штаты в США могут претендовать только на ограниченный суверенитет, так как de facto они не обладают признаками присущими суверенным государственным образованиям. Но de jure суверенитет у них, конечно, есть, так как Верховный суд прямо указывает на это.

Такое различие позиций по поводу формального суверенитета, скорее всего, вызвано тем, что Канада и Российская Федерация исторически образовались как федерации конституционным способом, а США договорным.

По моему мнению, в США формальное закрепление данного принципа отличается от его содержания в Российской Федерации и Канаде, но реализация очень близка. Как указано выше, в США признаётся суверенитет за субъектами федерации, но de facto он у них отсутствует, а в Российской Федерации и Канаде он отсутствует de facto и de jure. Следовательно, можно говорить об универсальности принципа отсутствия суверенитета у субъектов федерации, так как он реализуется примерно одинаково. Я считаю, что такая универсальность вызвана необходимостью сохранения единства государственной власти, так как при наличии реального суверенитета у субъектов федерации они будут обладать такими же полномочиями как независимые государства. В такой ситуации объединение таких образований будет являться конфедерацией, так как фактически это будет объединение независимых государств, а такое является недопустимым, так как в конституциях приведённых федераций закреплено, то, что они являются федерациями, а, следовательно, наделение субъектов федерации реальным суверенитетом допустима только при изменении конституции. Исходя из этого, я считаю, реализация принципа отсутствия суверенитета у субъектов федерации универсальным принципом.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Общая характеристика территорий муниципальных образований
В Конституции РФ нет прямого указания, в чьем ведении – Российской Федерации или ее субъектов – находится территориальное устройство субъектов Федерации. Конституционный Суд РФ в Постановлении от 24 января 1997 г. №1-П по делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1 ...

Исковое производство - процедура длительная и затратная
Если превентивные меры не предотвратили возникновение дебиторской задолженности, а контрагент не желает оперативно погашать долги, кредитор вынужден будет начинать процедуру принудительного взыскания. В общем виде все процедуры взыскания долгов возможно разделить на две группы: судебные и внесудебн ...

Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности
В соответствии с ч. 1 ст. 280 уголовное наказание предусматривается за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности. Объективная сторона преступления характеризуется действиями - публичными призывами к осуществлению экстремистской деятельности. В соответствии с законом уголовно нак ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.coalink.ru