Юриспруденция » Сопоставление правовых позиций Конституционного Суда РФ и зарубежных судов по вопросам федерализма » Принципы федерализма

Принципы федерализма

Страница 1

Во многих федеративных государствах проблема наличия суверенитета у субъектов федерации, а точнее её решения в практике верховных судов, является основополагающим аспектом в определении отношений между федерацией и её субъектами. От её решения, прежде всего, будут зависеть принципы организации власти в субъектах федерации, соотношение законодательства общефедерального и субъекта федерации, внешнеполитическое взаимодействие с государственными образованиями и зачастую именно решение этой проблемы определяет отношение к вопросу сецессии верховной власти государства.

По общему правилу за субъектами федерации не признаётся наличие суверенитета. Российская Федерация придерживается этого правила. В определении от 7 июня 2000 г. No. 10-П Конституционный Суд Российской Федерации прямо указывает, что у субъектов Российской Федерации нет суверенитета. Наличие государственного суверенитета исключительно у Российской Федерации Конституционный суд Российской Федерации связывает с тем, что Российская Федерация вместе со всеми субъектами создавалась по волеизъявлению многонационального народа, а не в порядке договора, следовательно, предполагается только один уровень суверенитета. Я считаю, что такая позиция способствует сильной централизации власти, так как отсутствие суверенитета существенно ограничивает возможности субъекта федерации.

Практика Канадского Верховного суда тоже указывает на отсутствие суверенитета у субъектов федерации. В решение от 20 августа 1998 Канадский Верховный суд отвечает на вопрос правительства Квебека о возможности сецессии в одностороннем порядке. Канадский Верховый суд отвечает, что это невозможно, так как это затрагивает интересы, как Квебека, так и всей федерации в целом. Следовательно, для сецессии необходимо согласование. Из этого можно сделать вывод, что субъекты федерации в Канаде не имеют суверенитета, так как не могут полностью самостоятельно удовлетворять свои интересы. Но в отличие от практики Конституционного суда Российской Федерации отсутствие суверенитета у субъектов федерации прямо не подтверждено, но это явно следует из практики. Вдобавок, по общему правилу у субъектов федерации нет суверенитета, следовательно, что бы говорить о его наличии нужно прямое указание в законе или практике суда. Так же о наличие суверенитета можно говорить, если субъекты федерации обладаю какими-либо экстра полномочиями: односторонняя сецессия, полная свобода в заключение международных договоров, возможность формирования собственных вооружённых сил и т.п В Канаде ничего из этого нет, следовательно, говорить о наличии суверенитета у субъектов федерации не приходиться.

Позиция Верховного суда США по этому же вопросу резко отличается от Канадской, а тем более от Российской. Верховный суд США прямо указывает на наличие суверенитета у штатов в решении от 27 марта 1996. Согласно позиции Верховного суда США штат обладает суверенитетом и верховенством государственной власти в пределах своего ведения. Но, я считаю что, это нельзя назвать полноценным суверенитетом, штаты в США могут претендовать только на ограниченный суверенитет, так как de facto они не обладают признаками присущими суверенным государственным образованиям. Но de jure суверенитет у них, конечно, есть, так как Верховный суд прямо указывает на это.

Такое различие позиций по поводу формального суверенитета, скорее всего, вызвано тем, что Канада и Российская Федерация исторически образовались как федерации конституционным способом, а США договорным.

По моему мнению, в США формальное закрепление данного принципа отличается от его содержания в Российской Федерации и Канаде, но реализация очень близка. Как указано выше, в США признаётся суверенитет за субъектами федерации, но de facto он у них отсутствует, а в Российской Федерации и Канаде он отсутствует de facto и de jure. Следовательно, можно говорить об универсальности принципа отсутствия суверенитета у субъектов федерации, так как он реализуется примерно одинаково. Я считаю, что такая универсальность вызвана необходимостью сохранения единства государственной власти, так как при наличии реального суверенитета у субъектов федерации они будут обладать такими же полномочиями как независимые государства. В такой ситуации объединение таких образований будет являться конфедерацией, так как фактически это будет объединение независимых государств, а такое является недопустимым, так как в конституциях приведённых федераций закреплено, то, что они являются федерациями, а, следовательно, наделение субъектов федерации реальным суверенитетом допустима только при изменении конституции. Исходя из этого, я считаю, реализация принципа отсутствия суверенитета у субъектов федерации универсальным принципом.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Общество. Происхождение государства и права
Признаки общества: 1) Общество – это совокупность людей, у которых существуют общие потребности и интересы 2) Это способ организации человеческой жизни. В обществе сохраняется и воспроизводится человеческий род 3) Общество развивается и изменяется 4) Общество – это система, состоящая из многочислен ...

Правовое регулирование приватизации и разгосударствления
Понятие и формы разгосударствления и приватизации В основе становления рыночной экономики и рыночных отношений, как известно, лежат преобразования собственности. Важнейшая роль в этом процессе принадлежит государству. Роль государства в проведении приватизации проявляется, прежде всего, в выработке ...

Субъекты правовых отношений
Статья 148 о ЧОД имеет следующие перечесления видов охранных услуг. При этом следует обратить внимание, что на основании ст. 119 Закона уполномоченным субъектом по оказанию охранных услуг может быть только юридическое лицо8, специально учрежденное как частное охранное предприятие. Охранные подразде ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.coalink.ru