Юриспруденция » Государственное управление в скандинавских и североевропейских странах » Государственное управление Скандинавских стран

Государственное управление Скандинавских стран

Страница 1

В Скандинавских странах в отличие от многих континентальных стран Европы переход к буржуазным государственным и правовым институтам осуществлялся не столько вследствие созревших внутренних предпосылок, сколько под влиянием политических процессов, происходивших на континенте, прежде всего под влиянием Французской буржуазной революции. Политические реформы были проведены в Швеции и Норвегии в начале XIX века, в Дании в середине XIX века королевской властью, а не под давлением народных масс. В силу этого они носили половинчатый, незавершенный характер. По форме правления Скандинавские государства того периода относились к конституционной монархии, а точнее к дуалистической монархии. Ей соответствовал режим, называемый дуализм власти. Это значит, что два органа, представляющие интересы двух классов (буржуазии и дворянства), парламент и монарх – в определенной мере зависимы друг от друга, хотя власть между ними разделена.

В тех странах, где преобразования не были вызваны широким народным движением, а осуществлялись монархом под влиянием внешних факторов, где он имел сильные позиции, дуализм вылился в преобладание королевской власти над парламентом. Например, в Швеции в начале 19 века. Закрепление же в Конституции Норвегии более сильных позиций парламента, по сравнению со Швецией связано с борьбой за независимость Норвегии против шведского владычества. В Дании политические преобразования тоже проводились королевской властью. Но влияние на них Французской революции было больше, чем в Швеции. Поэтому конституция Дании 1849 года установила дуализм власти с перевесом ригсдага над королевской властью. Но уже в 60-е 19 века монархии удалось укрепить свои позиции, поэтому возник баланс. Таким образом, во всех Скандинавских странах в первой половине 19 века был установлен дуалистический режим.

К настоящему времени из восьми западноевропейских стран, имеющих однопалатный парламент, пять — страны Северной Европы (Фолькетинг — в Дании, Альтинг — в Исландии, стортинг — в Норвегии, парламент — в Финляндии, риксдаг — в Швеции). Как форма взаимодействия высших органов государственной власти, парламентаризм устанавливает ответственность правительства в целом или отдельного его министра перед большинством в парламенте. Этот порядок сложился в Дании в 1901 г., в Норвегии — в 1884 г., в Швеции — в 1917 г., в Финляндии — в 1919 г. Практика парламентаризма закреплена в объективном праве: § 15-16 Конституции Дании и закон о Государственном (Высшем) суде от 1986 г.; § 6 гл. 1 и § 5 гл. 6 «Формы правления» Швеции; § 3 Конституции Финляндии 1999 г. посвящены вопросам парламентаризма. Только Конституция Норвегии не признает этого института, но парламентаризм держится в форме конституционно-правового обычая этой страны.

Одним из принципов парламентаризма является представительная демократия. Именно на этом принципе основаны все конституции Скандинавских стран. Волю различных слоев населения выражают политические и профессиональные институты. Второй составной частью народовластия является наличие демократического политического режима. Демократический режим характерен для всех стран Скандинавского региона. Все конституции и текущие нормативные акты закрепляют в этих странах широкий круг прав и свобод граждан. В действующих сейчас нормах избирательного законодательства закреплено всеобщее и прямое избирательное право при тайном голосовании. В конституции Дании и Швеции введено также равное избирательное право. В Скандинавских странах укрепление парламентаризма, введение демократических принципов избирательного права шли параллельно с демократизацией избирательной системы. Сначала это нашло выражение в замене мажоритарной системы на пропорциональную. В Швеции это произошло в 1909 году, в Норвегии в 1919, а в Дании в 1920 году. Но затем произошло совершенствование пропорциональной системы.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Хозяйственный процесс
Законная сила решения хозяйственного суда. Определение хозяйственного суда первой инстанции, их содержание, виды, порядок вступления в законную силу. Частное определение хозяйственного суда. При разрешении спора по существу хозяйственный суд первой инстанции принимает решение. Решение хозяйственног ...

Пенсия по случаю потери кормильца
Установление, исчисление, выплата Право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца име­ют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении. Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указан­ная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на ...

Процессуальные сроки
Процессуальным сроком называется отрезок времени, устанавливаемый законом или судом для совершения процессуальных действий. Соблюдение процессуальных сроков составляет важную задачу суда. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 г. (с последующими изменениями и дополнениями) «О ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.coalink.ru