Юриспруденция » Компетентностный подход как основа обновления содержания правового образования » Сущность и уровни правового образования

Сущность и уровни правового образования

Страница 1

Под образованием в настоящем понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Это легальное определение образования в соответствии с Федеральным законом "Об образовании" от 10.07.1992 № 3266-1 (далее – Федеральный закон "Об образовании").

Понятие образование включает в себя два аспекта: с одной стороны - это процесс передачи социального опыта обществом подрастающим поколениям, то есть процесс обучения, и с другой - это уровень овладения человеком социального опыта, который в данном случае включает в себя процесс передачи накопленных знаний о природе, обществе и человеке, способов применения этих знаний в практической деятельности, способов добывания новых знаний и характера отношений к окружающей действительности на основе накопленных знаний и опыта. В процессе передачи обществом опыта подрастающим поколениям у них формируется и собственное отношение к окружающей действительности.

Мы часто говорим, что XX столетие – это век беспрецедентных социальных преобразований и научно-технического прогресса, которые превратили мировое сообщество в единое, хотя весьма противоречивое, целое. Однако без тех колоссальных изменений, которые произошли в народном образовании, невозможны были бы ни научно-технический прогресс, ни огромные достижения в развитии мировой экономики, ни те демократические процессы, в которые вовлекается всё большее число стран и народов мира. Поэтому XX столетие следует по праву называть и веком образования. Отражая огромную значимость образования в жизни общества, ООН в индексе, характеризующем степень развитости страны, наряду с валовым продуктом, произведённым на душу населения, и средней продолжительностью жизни населения, фиксирует долю в ней грамотных людей и среднее количество лет обучения её граждан в учебных заведениях. На различных этапах эволюции общества возникали и соответствующие виды образования, соотношение и совокупность которых определяли содержание и систему образования на каждом этапе общественного развития.

Существуют разные подходы к определению сущности образования.

В педагогике, ориентированной на реализацию преимущественно образовательных функций, содержание образования определяется как совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определённый уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутые в результате учебно-воспитательной работы. Это знаниево-ориентированный подход к определению сущности содержания образования.

При таком подходе в центре внимания находятся знания как духовное богатство человечества, накопленное в процессе поисков и накопления исторического опыта. Знания - это важные социальные ценности, поэтому знаниево-ориентированное содержание образования имеет большое значение. Оно способствует социализации индивида, вхождению человека в социум. С этой точки зрения такое содержание образования является жизнеобеспечивающей системой. При знаниево-ориентированном подходе к содержанию образования знания становятся абсолютной ценностью и заслоняют собой самого человека.

В последнее десятилетие в свете идеи гуманизации образования всё более утверждается личностно-ориентированный подход к выявлению сущности содержания образования. При личностно-ориентированном подходе к определению сущности содержания образования абсолютной ценностью являются не отчуждённые от личности знания, а сам человек. Образование можно рассматривать как процесс и результат развития личности посредством научно организованного обучения и воспитания. Такой подход обеспечивает свободу выбора содержания образования с целью удовлетворения образовательных, духовных, культурных и жизненных потребностей личности, гуманное отношение к развивающейся личности, становление её индивидуальности и обеспечение возможности самореализации в культурно-образовательном пространстве.

В качестве социокультурного феномена образование представляет как процесс становления, развития личности, как сфера общественной практики, как инструментальная система (образовательные учреждения и организации управления ими), как предмет комплексного научного изучения. Несоответствие образования глубинным процессам порождения личности социокультурной реальностью не только блокирует социально-экономический прогресс, но и становится главным источником дегуманизации межличностных отношений и общественной практики.

Достойный статус России в современном мире обеспечивает только такая система образования, которая может реализовать функцию сохранения и воспроизводства гуманистических традиций отечественной и мировой культуры, система гибкая, открытая, способная к саморазвитию, соотносимая с западными моделями и учитывающая опыт русского просветительства, отвечающая насущным потребностям современности.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также:

Политические партии: понятие и сущность
Политические и социально-экономические, а также правовые преобразования, осуществленные за последние годы, обусловили возникновение и эволюцию фундаментальных институтов и категорий государственности. Среди крупных проблем науки выделяется своей теоретической актуальностью проблема соотношения прин ...

История развития отечественного законодательства о соучастии
В истории России имеется немало примеров, касающихся соучастия и групповой преступности в целом. Исторически институт соучастия в преступлении развивался в направлении дифференциации его видов, а также ответственности за соучастие. В период действия норм обычного древнерусского права, отражающихся ...

Территориально-политическое устройство государства
В конституционном праве есть понятия государственной территории и государственных границ, определяющих ее параметры. Пределы территории государства в тех или иных формулировках обозначаются в конституциях. Однако эти конституционные нормы нередко отражают лишь принципиальный подход к этому вопросу ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.coalink.ru