Юриспруденция » Компетентностный подход как основа обновления содержания правового образования » Понятие и общая характеристика компетентностного подхода в образовании

Понятие и общая характеристика компетентностного подхода в образовании

Страница 1

В последнее десятилетие и особенно после публикации текста "Стратегии модернизации содержания общего образования" и "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года" в России происходит переориентация оценки результата образования с понятий "подготовленность", "образованность", "общая культура", "воспитанность", на понятия "компетенция", "компетентность" обучающихся. То есть делается существенная ставка на компетентностный подход, как один из путей реформирования правового образования.

Переориентация со знаниевой образовательной парадигмы на деятельностную возникла ещё задолго до Болонского соглашения и носит объективный характер. Глубокие перемены в сфере производства превращают трудовую деятельность в разновидность многоуровневого труда. Изменения в характере и содержании труда потребовали реализации новых, адекватных подходов к организации образовательного процесса на различных ступенях. Лиссабонская конвенция "О признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в европейском регионе" 1997 года, к которой Россия присоединилась в 2000 году, сформулировала концепцию международного признания результатов образования и выдвигала требование к академическому сообществу выработать конвертируемые общепонятные критерии такого признания. Уже позднее, в ходе Болонского процесса, стали активно разрабатываться различные версии подобных критериев, и эта новая методология получила название компетентностного подхода [9, с. 3].

В то же время анализ литературы по этой проблеме, особенно истории ее становления, показывает, всю сложность, многомерность и неоднозначность трактовки как самих понятий компетенция, компетентность, так и основанного на них подхода к процессу и результату образования.

Понятия – "компетентностный подход" и "ключевые компетентности" получили распространение сравнительно недавно в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации российского образования. Обращение к этим понятиям связано со стремлением определить необходимые изменения в правовом образовании, обусловленные изменениями, происходящими в обществе.

Одной из причин обращения педагогического сообщества к компетентностному подходу является неудовлетворенность, как общества, так и личности современным процессом обучения, его отчужденностью, отстраненностью от потребностей личности, определяющихся современными условиями жизни [38, с. 120].

В соответствии с частью 1 статьи 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование [1]. Право на образование нельзя считать полностью исполненным, если образование не отвечает современным требованиям общества и работодателей.

Компетентностный подход к определению целей и содержания общего образования не является совершенно новым. Ориентация на освоение умений и способов деятельности превалировала в работах таких отечественных педагогов, как М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, В.В. Краевский, В.В. Давыдов. Однако данная ориентация практически не использовалась при построении учебных программ, стандартов, оценочных процедур.

Особенно актуально применение данного подхода в правовом образовании. Знания человека быстро устаревают, а особенно знания в правовой сфере ввиду быстрого изменения законодательства.

Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования - это ускорение темпов развития общества. В результате надо готовить учащихся к жизни, в которой многое быстро меняется. Каким будет мир, через несколько десятилетий трудно себе представить. Поэтому образование должно готовить своих воспитанников к переменам, развивая у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность.

Общеобразовательная школа не в состоянии сформировать уровень компетентности учеников, достаточный для эффективного решения проблем во всех сферах деятельности и во всех конкретных ситуациях, тем более в условиях быстро меняющегося общества, в котором появляются и новые сферы деятельности, и новые ситуации. Цель школы - формирование ключевых компетентностей.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также:

Принуждение
Принуждение используется в российском государстве в целях искоренения преступности, в целях охраны государственной, муниципальной и частной собственности, общественного правопорядка. Оно осуществляется в отношении граждан, совершающих антиобщественные поступки, состоит в исправлении и перевоспитани ...

Признаки субъективного права
Субъективное право представляет собой меру возможного поведения (меру свободы), предоставленную управомоченному лицу для удовлетворения своего интереса. Как следует из данного определения, назначение субъективного права состоит в том, чтобы субъект мог на законных основаниях, в рамках предоставленн ...

Понятие источников уголовно-процессуального права
Происходящая в России правовая реформа влияет не только на количество институтов уголовно-процессуального права, но и на иное качественное понимание отдельных понятий, употребляемых в науке и законодательстве. В связи с этим особый интерес предоставляет одно из таких понятий - «источник права». Сле ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.coalink.ru