Юриспруденция » Компетентностный подход как основа обновления содержания правового образования » Понятие и общая характеристика компетентностного подхода в образовании

Понятие и общая характеристика компетентностного подхода в образовании

Страница 3

Приоритетным ориентиром развития общего образования становится создание информационной образовательной среды, в поле которой учебный процесс получит реальную возможность учета потребностей, интересов, склонностей, уникальных качеств активно развивающейся личности учащегося как главной смыслообразующей ценности образования.

Термин компетентность характеризует более сложную, чем грамотность систему действий, включающую и умения, и другие компоненты действия, обеспечивающие возможность достигать желаемого результата и соответствовать требованиям общества.

Если традиционная квалификация специалиста подразумевала функциональное соответствие между требованиями работодателя и целями образования, а подготовка сводилась к усвоению учащимся более или менее стандартного набора знаний, умений и навыков, то компетенция предполагает развитие в человеке способности ориентироваться в разнообразии сложных и непредсказуемых рабочих ситуаций, иметь представления о последствиях своей деятельности, а также нести за них ответственность.

Компетентностный подход ориентирует на построение учебного процесса сообразно результата образования: в учебную программу изначально закладываются параметры описания того, что обучаемый будет знать и уметь после окончания обучения.

Основной целью образования является приобретение человеком культурного опыта, востребованного обществом и обеспечивающего вхождение человека в культуру в широком понимании этого слова. Произошедшие за последние годы социо-экономические изменения заставляют нас сегодня говорить не о повышении "старого" качества, а о придании образованию новых качественных характеристик, принципиально отличающихся от тех, которые существовали хотя бы 20 лет назад [23, с. 37].

Формирование компетенций происходит средствами содержания образования. У обучаемого развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы – от бытовых, до производственных и социальных. Особенно это актуально в правовом образовании, так как с необходимостью применения тех или иных правовых норм, сталкивается каждый человек каждый день.

Образовательные компетенции позволяют решать проблему, типичную для российского образования, хорошее овладение набором теоретических знаний, но значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций. Образовательная компетенция предполагает усвоение не отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение комплексным набором, в котором для каждого направления имеется соответствующая совокупность образовательных компонентов, имеющих личностно-деятельностный характер.

Компетентностный подход отвечает таким современным требования как обеспечение непрерывного образования. Отдельно выделен элемент познавательной компетентности – способность учиться всю жизнь.

Тенденция движения от понятия квалификации к понятию компетенции является общеевропейской. Эта тенденция выражается в том, что движение к информационному обществу в современном общественном производстве не охватывается традиционным понятием профессиональной квалификации специалиста. Более адекватным становится понятие компетентности.

Переход экономики России на рыночные отношения выявил проблемы, связанные с соответствием российской системы образования новым социально-экономическим условиям. Это:

- быстро меняющаяся конъюнктура рынка; его неравномерная насыщенность: дефицит одних специалистов, при избытке других;

- неустойчивый спрос на специалистов со стороны потребителей;

- ликвидация государственного регулирования рынка труда и распределения рынка труда и распределения выпускников;

- усиление конкуренции вследствие увеличения числа негосударственных вузов и расширения платного образования в государственных вузах;

- низкая эффективность образовательных процессов вследствие использования устаревших методик обучения.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также:

Система и виды государственной службы. Классификация государственных служащих
Основными принципами построения и функционирования системы государственной службы являются: федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами гос ...

Проблема правового регулирования назначения дополнительных наказаний в уголовном праве России
Действующее уголовное законодательство РФ предоставляет судам достаточно широкие возможности для осуществления дифференцированного подхода к назначению наказания. Наказание может достигнуть поставленных перед ним целей лишь тогда, когда оно максимально индивидуализировано, т.е. в наибольшей степени ...

Понятие процедуры наблюдения и ее место в системе процедур банкротства
Наблюдение, согласно статье 2 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве) ”, - процедура банкротства, применяемая к должнику с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом до момента, определяемого в соответствии с данным Федеральным законом, в целях обеспе ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.coalink.ru