Юриспруденция » Предупреждение конфликта интересов и профессиональная этика на государственной гражданской службе » Особенности конфликта интересов профессиональной на государственной гражданской службе

Особенности конфликта интересов профессиональной на государственной гражданской службе

Страница 2

Принятый во исполнение данной Концепции Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определил конфликт интересов на государственной гражданской службе как ситуацию, при которой личная заинтересованность государственного гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, Российской Федерации, способное привести к причинению им вреда.

Дальнейшее правовое развитие исследуемой категории связано с законодательным обеспечением государственной антикоррупционной политики и принятием ряда федеральных законов. В ст. 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»[5] дано определение конфликта интересов на государственной службе, под которым понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.

Под личной заинтересованностью государственного служащего понимается возможность получения государственным служащим при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.

Таким образом, конфликтом интересов должна считаться ситуация, связанная с влиянием личной заинтересованности государственного служащего на надлежащее исполнение им не только должностных, но и общих служебных обязанностей. При этом служебные обязанности, установленные ст. 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», получили свое распространение на служащих органов внутренних дел, прокуратуры, таможенных органов, органов наркоконтроля, а также военнослужащих[6].

Предусмотренное законодателем нормативное определение конфликта интересов на государственной службе в целом соответствует международным правовым актам, в соответствии с которыми государственный служащий не имеет права извлекать личную выгоду из своего официального положения в своих взаимоотношениях с другими государственными институтами, бизнесом, общественными организациями, гражданами. Он не должен допускать, чтобы его частные интересы сталкивались с его публичными служебными обязанностями. На государственном служащем лежит правовая и моральная ответственность по недопущению подобных явлений – будь они реальными или потенциальными[7].

Порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной службе установлен ст. 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», согласно которой государственный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности его возникновения.

Очевидно, что в разрешении реального или потенциального конфликта интересов на государственной службе особую роль будет играть развитость морально-психологических качеств и нравственных принципов государственного служащего. Государственный служащий вправе отказаться от участия в деятельности с лицом, с которым у него есть личные интересы, от подарков, услуг или иной выгоды, поручить другому должностному лицу выполнение действий в отношении заинтересованной стороны и т.д. Принятие государственным служащим решения в целях недопущения, предотвращения или снижения негативных последствий развития конфликта интересов, кроме всего, представляет из себя ситуацию «морального выбора»[8], тем самым определяя морально-этический аспект рассматриваемой проблемы.

Мораль (от лат. moralis – нравственный) – это: 1) нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); 2) один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм[9]. В отличие от простого обычая или традиции, нравственные нормы получают ценностное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливого и т.д. В отличие от права, исполнение требований морали санкционируется лишь формами духовного воздействия (общественной оценки, одобрения или осуждения). Мораль изучается специальной философской дисциплиной – этикой, в рамках которой сформулировано общее определение этого феномена, дано обоснование ее категорий, описаны нормы и т.д.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также:

Форма и реквизиты закладной
Рассмотрим понятие обязательных реквизитов и формы ценной бумаги. Как и любой другой ценной бумаге, закладной присущи определенные обязательные реквизиты и определенная форма. При этом, в соответствии со ст.144 ГК РФ, отсутствие обязательных реквизитов закладной, как ценной бумаги, или несоответств ...

Кредитный договор как разновидность договора займа
Почти все юридические лица, составляющие предпринимателей, в своей повседневной хозяйственной деятельности сталкиваются, с одним из более распространенных форм договоров - кредитным договором, в свою очередь, выступая в нем в качестве кредитора, либо заемщика. Традиционный договор займа оказался не ...

Административная правоспособность как элемент административной правосубъектности
Административно-правовые отношения возникают тогда, когда субъекты (участники) этих отношений имеют административную правоспособность, т.е. обладают необходимым объемом прав и обязанностей, создающих основу для их вступления в правоотношения. Каждый участник административно-правовых отношений, наде ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.coalink.ru