Юриспруденция » Предупреждение конфликта интересов и профессиональная этика на государственной гражданской службе » Проблемные аспекты правового регулирования конфликта и интересов на государственной гражданской службе

Проблемные аспекты правового регулирования конфликта и интересов на государственной гражданской службе

Страница 1

Одной из наиболее актуальных и важных задач развития современного государства является разработка правовых методов и средств противодействия и борьбы с коррупцией, достигшей в настоящее время колоссальных размеров. Коррупция, являясь антитезой законности, представляет собой подлинную угрозу нормальному функционированию публичной власти и общественных механизмов, препятствует развитию государственного и муниципального управления, создает преграды для проведения социальных преобразований в обществе и повышения эффективности экономики. При таких обстоятельствах выработка и претворение в жизнь единой государственной политики в сфере противодействия коррупции, разработка необходимых и своевременных мероприятий по ее предупреждению и выявлению, мобилизация усилий органов государственной власти, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и граждан по ее минимизации становятся настоятельной необходимостью. Именно поэтому меры по формированию правовых средств и способов предупреждения, выявления и ликвидации коррупции были увязаны с мероприятиями по совершенствованию законодательства о государственной службе. По мнению А. В. Куракина, "антикоррупционная политика должна реализовываться посредством использования правовых норм различной отраслевой принадлежности. Кроме того, она должна быть направлена на реализацию разнообразных административно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы Российской Федерации, а также устранение причин коррупции".

Последовательное развитие механизма профилактики и предупреждения коррупции, формирование государственной службы как целостного государственно-правового института, создание системы управления государственной службой направлены на недопущение использования государственным служащим должностного положения в частных или групповых интересах. Такой механизм делает возможной поэтапную работу по ликвидации из практики работы органов государственной власти условий и ситуаций, способствующих использованию служебного положения в личных интересах, не только порождающих коррупцию, но и в значительной степени снижающих эффективность деятельности государственных органов. Одним из ключевых элементов антикоррупционного механизма, эффективным способом предупреждения проявлений коррупции, важнейшим аспектом совершенствования деятельности государственной службы выступает институт конфликта интересов. Он весьма широко используется за рубежом, являясь существенным механизмом предотвращения коррупции, реализующим принцип публичности и открытости деятельности государственных органов, однако в нашей стране концепция конфликта интересов только начала разрабатываться. Применительно к государственной службе этот термин впервые был введен и раскрыт в Федеральном законе от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Необходимость распространения института конфликта интересов на сферу публичного управления была обусловлена международными обязательствами РФ, вытекающими из Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции, принятой 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51 пленарном заседании 58 сессии Генеральной Ассамблеи ООН <3>, а также потребностью предотвращения влияния на государственного служащего личных интересов, которые могут оказать воздействие на непредвзятое и объективное исполнение им своих должностных обязанностей.

Во исполнение положений Национального плана противодействия коррупции, утвержденного Президентом РФ 31.07.2008 N Пр-1568 <4>, инициативу о дальнейшем законодательном развитии механизма профилактики и предупреждения коррупции и разрешения конфликта интересов на государственной службе продолжили Федеральные законы от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" <5>, N 274-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О противодействии коррупции" и N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона "О противодействии коррупции"

Конфликт интересов на государственной службе представляет собой сложную практическую и теоретическую проблему, поскольку его юридическая характеристика неоднозначна, до сих пор не выявлены причины и условия, способствующие его возникновению, отсутствует перечень типовых ситуаций, при которых может возникнуть конфликт интересов, законодательно установленный механизм предотвращения и урегулирования конфликта интересов определен лишь рамочно, что не позволяет применять его напрямую, отсутствуют критерии оценки эффективности урегулирования конфликта в целях исключения его повторения, не налажена система обучения служащих поведению в условиях конфликта интересов. Конфликт интересов возникает тогда, когда государственный служащий, имея свой личный интерес, достаточный, чтобы повлиять на объективность и беспристрастность выполнения им своих должностных обязанностей, выполняет их, исходя из неправильных оснований, недолжным образом, что в конечном счете создает объективные предпосылки для наступления негативных последствий в виде нанесения вреда (ущерба) государству, обществу, юридическим и физическим лицам. Из анализа понятия конфликта интересов следует, что законодатель выявил два основания его возникновения - непосредственное и предполагаемое влияние личной заинтересованности государственного служащего на объективное исполнение им своих должностных (служебных) обязанностей, при котором возникает противоречие между личной заинтересованностью такого служащего и законными интересами общества и государства. В связи с этим можно выделить собственно конфликт интересов, который требует непосредственного использования конкретных способов и методов его предотвращения, применения механизма его урегулирования, и псевдоконфликт интересов, при котором противоречия как такового не возникает, соответственно, такой мнимый конфликт интересов разрешения не требует. От вида конфликта интересов и будет зависеть дальнейшее применение конкретных форм и способов его предотвращения и урегулирования. Государственная служба в силу своей специфики обладает высоким конфликтным потенциалом, который, с одной стороны, создается внешней средой, в которой органы государственной власти реализуют свои полномочия, а с другой стороны, внутренней средой, создаваемой сферой административно-служебных и социально-трудовых отношений. Любой конфликт интересов имеет негативные последствия, выражающиеся в нарушении конституционных прав граждан, причинении вреда законным интересам граждан, организаций, общества, субъектов РФ или Российской Федерации, в том числе имущественного, нанесении ущерба авторитету государства и органов государственной власти, престижу и имиджу государственной службы. В этой связи очень важно выявить конфликт интересов на ранних стадиях его возникновения и развития. Выявление конфликта интересов может производиться путем анализа сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых государственным служащим, рассмотрения заявлений служащего об обращении в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений, уведомлений о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, служебных записок, обращений граждан и организаций, в том числе в электронном виде, публикаций в средствах массовой информации. Конфликт интересов на государственной службе неизбежен, и полностью устранить его невозможно. В ситуации конфликта интересов возможно только осуществить процедуру его эффективного урегулирования, для чего в целях снижения отрицательных последствий такого конфликта необходимо научиться обнаруживать причины его возникновения и способствующие этому условия, выявлять динамику его развития, управлять его протеканием и разрешением, снижать уровень конфликтного противостояния. Эффективное урегулирование конфликта интересов обусловлено прежде всего реализацией конституционных принципов защиты и охраны прав и свобод человека и гражданина, а также принципов гражданской службы, внедрением механизма противодействия коррупции, формированием государственной службы как целостного государственно-правового института, совершенствованием системы политических, социально-экономических, правовых отношений не только на государственном уровне, но и на уровне личных интересов, стремлением к достижению баланса интересов гражданина, общества и государства при решении публичных вопросов. Для правильного понимания сущности конфликта интересов, в целях верного выбора методов и способов его разрешения необходимо прежде всего выявить совокупность факторов, обусловливающих и стимулирующих обострение тех или иных противоречий и перерастание их в конфликт, - причины и условия возникновения конфликта интересов. Основными причинами возникновения конфликта интересов на государственной службе можно назвать: 1) нарушение основных принципов государственной службы, в том числе приоритетности прав и свобод человека и гражданина, равного доступа граждан к гражданской службе и равных условий ее прохождения, стабильности гражданской службы, защищенности гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность; 2) невыполнение обязанностей гражданского служащего, в том числе неисполнение или ненадлежащее исполнение им должностных обязанностей; 3) нарушение ограничений и запретов, связанных с гражданской службой, в том числе установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции", а также требований к служебному поведению гражданского служащего; 4) несоблюдение при исполнении должностных (служебных) обязанностей прав и законных интересов граждан и организаций, действующего законодательства; 5) несоблюдение основных прав и гарантий гражданского служащего; 6) различные ценностные установки, разные социальные притязания и предпочтения, невозможность адаптации к специфическим условиям прохождения государственной службы, дисбаланс между материальными возможностями и финансовыми ожиданиями, между профессиональным уровнем и должностным положением отдельных государственных служащих. Возникновение конфликта интересов на государственной службе обусловливается не только воздействием комплекса соответствующих причин, но и наличием определенных условий, к которым можно отнести: 1) наличие противоречий между нормативными правовыми актами, включение в них положений, способствующих коррупционным проявлениям, создающих необоснованные преференции либо ущемляющих права и законные интересы отдельных групп, юридических и физических лиц; 2) наличие пробелов в правовом регулировании; 3) чрезмерную свободу подзаконного нормотворчества; 4) вторжение в компетенцию других органов государственной власти и органов местного самоуправления; 5) несоблюдение установленного порядка подготовки и принятия нормативных правовых актов; 6) высокий уровень расплывчатости и неопределенности компетенции, дублирование полномочий органов государственной власти, их структурных подразделений, государственных служащих; 7) неинформирование либо недостаточное информирование о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления; 8) отсутствие либо недостаточность реальной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных (служебных) обязанностей; 9) ненадлежащий контроль на стадии выполнения государственным служащим должностных (служебных) обязанностей, несоблюдение организационной и служебной дисциплины; 10) несовпадение между законодательно установленными принципами, порядком поступления и прохождения государственной службы и реальным осуществлением кадровой, организационной и управленческой политики в органе государственной власти; 11) отсутствие или недостаточное использование материальных и моральных ресурсов мотивации государственного служащего; 12) дискриминацию и неодинаковое вознаграждение при выполнении равного объема служебных функций ввиду неэффективности существующей системы оплаты труда; 13) отсутствие реальной защищенности гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность; 14) деформацию, неопределенность и двусмысленность статуса и социальной роли гражданского служащего; 15) намеренное или ненамеренное антисоциальное поведение служащего; 16) индивидуальную неудовлетворенность социальными условиями вследствие неравного доступа к социальным благам. Распространение института конфликта интересов на сферу государственного управления было вызвано прежде всего необходимостью предотвращения влияния на государственного служащего личных и групповых интересов, которые могут оказать воздействие на объективное, эффективное и непредвзятое исполнение им своих должностных (служебных) обязанностей. Однако в вышеупомянутых Федеральных законах заложены лишь основы механизма предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной службе, которые требуют дальнейшего усовершенствования и регламентации подзаконными актами. В частности, ни Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации", ни Федеральный закон "О противодействии коррупции" не содержат полного перечня способов и условий разрешения конфликта интересов. Порядок предотвращения и урегулирования такого конфликта регламентирован расплывчато, употребляемые термины некорректны, противоречивы, недостаточно выверены с точки зрения юридической техники, не имеют аналогов в действующем законодательстве о государственной службе. Как отмечал А. В. Куракин, "Закон "О государственной гражданской службе РФ" весьма фрагментарно определяет требование к государственному служащему "не совершать действия, которые могут быть расценены как использование должности государственной службы в личных целях" и еще более лаконично регламентирует процедуру разрешения "конфликта интересов" на государственной гражданской службе"

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также:

Ответственность индивидуальных предпринимателей
Индивидуальные предприниматели, как и юридические лица, могут нести гражданско-правовую, налоговую, административную, а в отдельных случаях уголовную ответственность. Имущественная ответственность индивидуальных предпринимателей определяется нормами ст.24 ГК РФ, в соответствии с которой гражданин о ...

Понятие и значение принципа диспозитивности в гражданском процессуальном праве
Принцип диспозитивности (от лат. Dispono - распоряжаюсь) является главным принципом гражданского процессуального права, поскольку он определяет механизм возникновения, развития и окончания ела. Поэтому его обычно называют движущим началом гражданского судопроизводства. Право граждан на обращение в ...

Учет административных правонарушений
В СССР, России и других постсоветских странах не было и нет единого учета всех видов административных правонарушений, хотя попытки выйти на всю сферу моральной статистики, включая административные правонарушения, предпринимались еще в 20-е гг. Однако эти попытки не имели успеха. Не было даже единог ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.coalink.ru