Юриспруденция » Предупреждение конфликта интересов и профессиональная этика на государственной гражданской службе » Проблемные аспекты правового регулирования конфликта и интересов на государственной гражданской службе

Проблемные аспекты правового регулирования конфликта и интересов на государственной гражданской службе

Страница 2

С точки зрения взаимодействия теории и практики применения Федерального закона "О противодействии коррупции" предлагаемые им способы и методы не способствуют полноценной профилактике и предупреждению конфликта интересов на государственной службе, его эффективному урегулированию. Указанный Федеральный закон предусматривает несколько способов предотвращения или урегулирования конфликта интересов на государственной службе - изменение должностного (служебного) положения государственного служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до отстранения его от исполнения должностных (служебных) обязанностей; отказ государственного служащего от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов; отвод (самоотвод) государственного служащего в установленных действующим законодательством случаях и порядке. Однако возможности применять указанные способы разрешения конфликта интересов напрямую не имеется. Довольно проблематичным представляется урегулирование конфликта интересов посредством изменения должностного положения являющегося стороной конфликта интересов государственного служащего, поскольку в действующем законодательстве понятие "изменение должностного или служебного положения государственного служащего" отсутствует. С учетом этого полагаем, что под изменением должностного или служебного положения надлежит понимать перевод гражданского служащего на иную должность государственной службы либо его увольнение с гражданской службы. Между тем такой перевод может быть осуществлен только с письменного согласия соответствующего государственного служащего, а не посредством исключительного волеизъявления представителя нанимателя. Что касается увольнения, то ни ст. 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", ни ст. 81 Трудового кодекса РФ не предусматривают в качестве основания для расторжения служебного контракта участие в конфликте интересов.

При этом необходимо отметить, что увольнение и перевод имеют постоянный характер. Между тем предложенная первоначально ст. 19 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", а затем нашедшая отражение в ст. 11 Федерального закона "О противодействии коррупции" возможность отстранения государственного служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей (отстранение от замещаемой должности) носит четко выраженный временный характер, поскольку распространяет свое действие на период решения вопроса о наличии либо отсутствии конфликта интересов. Кроме того, анализ ч. 4 ст. 11 Федерального закона "О противодействии коррупции" позволяет предположить, что при таком способе урегулирования конфликта интересов отстранение государственного служащего от исполнения должностных обязанностей предусматривается в качестве "высшей" меры при осуществлении действий, направленных на разрешение такого конфликта. Остается открытым вопрос об иных возможных способах и формах обеспечения разрешения конфликта интересов, предшествующих отстранению государственного служащего от исполнения им должностных (служебных) обязанностей, а также о соотношении такого отстранения как "высшей" меры и изменения должностного положения служащего. Определенные трудности возникают при урегулировании конфликта интересов посредством добровольного отказа государственного служащего от выгоды, явившейся причиной возникновения такого конфликта, поскольку понятие выгоды ни в Федеральном законе "О государственной гражданской службе Российской Федерации", ни в Федеральном законе "О противодействии коррупции" не раскрыто. Однако под выгодой, от получения которой должен отказаться государственный служащий, можно понимать получение им любых льгот или преимуществ, связанных с использованием своего служебного статуса, а также любых других, вытекающих из неслужебной деятельности (например, из управления некоммерческой организацией, владения имуществом, ценными бумагами). Отсутствует также ясность в вопросах реализации процедуры отказа государственного служащего от уже полученной или только планирующейся к получению выгоды, статуса такого отказа и последствий его нарушения, возможности урегулирования механизма отказа служащего от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов, подзаконными актами. Еще один способ предотвращения и урегулирования конфликта интересов заключается в отводе или самоотводе государственного служащего. Однако законодательством о государственной службе такие действия при возникновении конфликта интересов не предусмотрены, это скорее процессуальная необходимость, возникающая, в частности, при осуществлении судьей, прокурором, судебным приставом-исполнителем своих полномочий. Однако из перечисленных субъектов судьи, к примеру, вообще не относятся к государственным служащим, а работники прокуратуры и службы судебных приставов подлежат отводу только в случаях, прямо предусмотренных процессуальным законодательством. В целях недопущения любой возможности возникновения конфликта интересов Федеральный закон "О противодействии коррупции" установил прямую обязанность государственных служащих подавать своему непосредственному руководителю письменное уведомление о возникшем конфликте или о возможности его возникновения, как только служащему станет об этом известно. Несомненно, в ситуации конфликта интересов своевременным будет являться уведомление, сделанное до того, как действия государственного служащего привели к возникновению конфликта интересов. С обязанностью служащего уведомлять руководителя о возможности возникновения или возникновении конфликта интересов корреспондирует, в свою очередь, обязанность представителя нанимателя принять все необходимые возможные меры по его предотвращению или урегулированию. Отрицательным моментом в таких обстоятельствах является возложение первоначальной субъективной оценки потенциально конфликтных действий, решений, а также ситуации непосредственно на государственного служащего - субъекта конфликта интересов. Как упоминал А.В. Куракин, "законодательство не содержит четких предписаний относительно того, какое служебное поведение обеспечивает добросовестное исполнение должностных обязанностей, а какие действия опасны и ведут к коррупции" <10>. В этой связи весьма существенным представляется не только знание и возможность применения гражданским служащим своих основных прав и обязанностей, неукоснительное соблюдение им связанных с гражданской службой ограничений и запретов, требований к служебному поведению, но и четкое понимание причин и условий, типовых ситуаций возникновения конфликта интересов.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также:

Государственный контроль в сфере образования
Государственный контроль (надзор) в сфере образования включает в себя: 1.Федеральный государственный контроль качества образования; 2.Федеральный государственный надзор в сфере образования. Государственный контроль осуществляют уполномоченные федеральными органами исполнительной власти и органами и ...

Аккредитив - страховка для поставщика
При расчетах по крупным внешнеторговым контрактам также следует уделить внимание использованию такой формы расчетов, как аккредитив. Исполнение аккредитива может осуществляться путем платежа по предъявлении, либо платежа с рассрочкой, либо акцепта, либо учета переводного векселя. Инструкции клиента ...

Советская судебная система
С приходом Октябрьской революции были разрушены все старые институты государственной власти. Не стала исключением и судебная система, однако тенденции к её изменению наметились ещё в царской России. Практически все знаменитые юристы того времени отмечают, что общество стало отрицательно воспринимат ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.coalink.ru