Юриспруденция » Предупреждение конфликта интересов и профессиональная этика на государственной гражданской службе » Проблемные аспекты правового регулирования конфликта и интересов на государственной гражданской службе

Проблемные аспекты правового регулирования конфликта и интересов на государственной гражданской службе

Страница 3

Поскольку возможные ситуации возникновения конфликта интересов на государственной службе законом либо подзаконными актами не установлены, это неизбежно приведет к невозможности реальной оценки сложившейся конфликтной ситуации, а также полноценного и своевременного исполнения государственным служащим возложенных на него обязанностей по уведомлению руководителя о конфликте интересов. Как указывал С. Е. Чаннов, "оценочный характер конфликта интересов далеко не всегда позволяет служащему осознать не только угрозу его возникновения, но и сам возникший конфликт"

С учетом специфики государственной службы как особого вида профессиональной деятельности отсутствие четкой регламентации вряд ли соответствует требованиям ясности и конкретности при осуществлении процедуры урегулирования конфликта интересов. Как отмечали А. Н. Дементьев и С. В. Качушкин, "процедура рассмотрения вопроса о конфликте интересов и полномочия представителя нанимателя свидетельствуют о том, что федеральный законодатель исходил из презумпции виновности государственного гражданского служащего, которая может быть устранена только через принятие решения комиссией об отсутствии личной заинтересованности государственного гражданского служащего в конкретной деятельности, не связанной с исполнением его должностных обязанностей". Нечеткость норм и неурегулированность отношений создают широкие возможности для ничем не оправданного усмотрения представителя нанимателя и могут приводить как к нарушению прав государственного служащего на объективное рассмотрение случаев конфликта интересов, так и к нарушению государственных и общественных интересов.

Особую опасность создает ситуация, при которой представитель нанимателя на основании своего субъективного мнения считает конфликт интересов не имеющим места или столь незначительным, что позволяет государственному служащему продолжать осуществлять должностные (служебные) обязанности в состоянии конфликта интересов, либо на основании своего личного усмотрения и отношения к служащему решает вопрос о возможности применения (неприменения) к нему мер дисциплинарного и иного воздействия в состоянии конфликта интересов. Механизм урегулирования конфликта интересов на государственной службе в силу специфики последнего имеет определенные особенности, базирующиеся на приоритете защиты и охраны прав и свобод человека и гражданина, властных отношениях и их публичном характере, не может быть статичен и должен состоять из определенных юридических процедур, применяемых в зависимости от типа, наличия объекта и степени выраженности такого конфликта, сферы его проявления, количества и состава участников, нарушенных потребностей субъектов конфликта интересов, направленности его воздействия, вида затронутых общественных отношений. В зависимости от указанных факторов разрешение конфликта интересов возможно как самими его участниками непосредственно, так и посредством вмешательства третьего лица. Предотвращение и урегулирование конфликта могут осуществляться путем применения законодательно установленных форм и способов, в частности установленных Федеральными законами "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и "О противодействии коррупции", а также с помощью неформальных средств, в частности посредством переговоров и иных посреднических процедур. Бесспорно, субъекты конфликта интересов вправе на любом его этапе попытаться достигнуть урегулирования возникшего противоречия путем применения неформальных процедур, однако в силу специфики одного или нескольких субъектов такого конфликта - государства либо выступающего от его имени органа государственной власти в совокупности с присущими им императивными методами правового регулирования использование неформальных способов разрешения конфликта вряд ли будет обладать достаточной эффективностью и сможет получить широкое применение. В случае выявления конфликта интересов орган государственной власти совместно с государственным служащим должны найти индивидуальные и конкретные способы и средства его разрешения. Конфликты многообразны, и формы их урегулирования и разрешения нельзя вместить в какие-то общие схемы. Несмотря на это, необходимо добиваться конструктивного урегулирования конфликта интересов, и выбор надлежащего способа его разрешения в каждом случае зависит от характера и степени обострения такого конфликта. Средства и способы урегулирования конфликта необходимо дифференцировать также в зависимости от вида государственной службы, должностного положения государственного служащего, направлений деятельности и полномочий органа государственной власти, функциональных обязанностей государственного служащего, с учетом последующей оценки эффективности его разрешения в целях исключения ситуации, которая может спровоцировать его повторение. Очевидно, что в настоящий период имеющихся правовых возможностей для осуществления эффективного урегулирования конфликта интересов недостаточно, в связи с чем необходимо принять меры, направленные на выявление причин и условий возникновения конфликта интересов, прогнозирование динамики развития такого конфликта, снижение его негативных последствий, системную разработку способов и методов его предупреждения, выработку перечня типовых ситуаций, при которых может возникнуть конфликт интересов, осуществление четкой регламентации механизма предотвращения и разрешения конфликта интересов, формирование критериев оценки эффективности урегулирования конфликта в целях исключения его повторения, наладить систему обучения государственных служащих поведению в условиях конфликта интересов.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также:

Процедура банкротства
Законодательством принято выделять следующие этапы процедуры банкротства: - защитный период - процедура банкротства, применяемая к должнику с момента принятия хозяйственным судом заявления о банкротстве до окончания срока, определяемого в соответствии с Законом о банкротстве, в целях проверки налич ...

Условия действительности сделок. Недействительность сделок
Не всякое действие субъектов права является гражданско-правовой сделкой. Для признания таковым оно должно отвечать ряду нормативных требований, которые называются условиями действительности сделок: 1) законность. Сделка не должна противоречить законодательству и моральным основам общества; 2) деесп ...

Освобождение от уголовной ответственности в связи с актом амнистии
Под амнистией в уголовном праве понимается акт высшего органа государственной власти. Она объявляется Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в отношении индивидуально не определенного крута лиц. Например: женщин, несовершеннолетних, лиц, совершивших преступления определенн ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.coalink.ru