Юриспруденция » Наблюдение как процедура банкротства » Применение законодательства о несостоятельности (банкротстве) в процессе процедуры наблюдения

Применение законодательства о несостоятельности (банкротстве) в процессе процедуры наблюдения

Страница 1

С момента принятия первого Закона о банкротстве (1992 г.) не утихают споры по поводу общей направленности российского законодательства о банкротстве: прокредиторской либо продолжниковой. Эти термины появились вместе с самим Законом. Многие ученые и практики считают, что восстановительные процедуры имеют низкую эффективность и после их окончания должник признается банкротом, а кредиторы либо ничего не получают, либо получают гораздо меньше того, на что рассчитывали. Некоторые авторы утверждают, что наблюдение, закончившееся восстановлением платежеспособности, - это чаще всего захват бизнеса путем использования процедуры банкротства.

Тем не менее действующий Закон о банкротстве 2002 г. направлен на усиление продолжниковой направленности законодательства о банкротстве. Это значит, что восстановительные процедуры признаны приоритетными, а целью Закона остается восстановление платежеспособности должника. С этой позиции хотелось бы остановиться на одной из важных процедур банкротства - процедуре наблюдения и указать на некоторые проблемы, существующие при ее применении на практике.

В ст.2 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" дано понятие наблюдения - это процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов. Это первая и обязательная процедура банкротства. Она оценивается как компромисс между соблюдением интересов должника и кредиторов. В этот момент крайне важно сбалансировать интересы сторон: о неплатежеспособности должника уже достаточно хорошо известно, а с другой - определенные судебные мероприятия еще не начались.

Согласно ст.7 ФЗ о банкротстве правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы. Раньше до Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 такие функции выполняла Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству. В настоящее время эта служба упразднена и ее функции были распределены между несколькими государственными органами, в частности, выполнение функций по принятию нормативных правовых актов осуществляются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, функции по представлению интересов Российской Федерации перед кредиторами в процедурах банкротства осуществляется Федеральной налоговой службой, часть функций Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом. Таким образом, исключительно Федеральная налоговая служба России вправе представлять требования об уплате обязательных платежей в деле о банкротстве.

Однако на практике все не так просто. В настоящее время в арбитражных судах есть еще дела, возбужденные до 2002 г., а согласно п.2 ст.6 Закона о банкротстве 1998 г. право на обращение в суд имеют только органы, уполномоченные Федеральным законом. Поэтому по таким заявлениям может быть вынесено определение только по заявлению должника. К заявлению уполномоченного органа может быть приложено решение налогового и таможенного органа о взыскание задолженности за счет имущества должника.

Право на обращение в арбитражный суд возникает у уполномоченного органа по обязательным платежам по истечении тридцати дней с даты принятия решения суда, арбитражного суда, третейского суда. Это подтверждает и судебная практика - Постановление ФАС Уральского округа от 23.09.2008 N Ф09-6774/08-С4 согласно которому суды правомерно отказали во введении в отношении должника процедуры банкротства, поскольку в деле отсутствуют доказательства неисполнения должником исполнительного документа в течение срока, превышающего 30 дней.

На практике может сложиться ситуация, что до введения наблюдения, недобросовестные должники могут попытаться вывести свои активы на третьих лиц. Поэтому вместе с заявлением направляйте ходатайство о принятие судом мер по обеспечению заявления. Обеспечительные меры применяются в соответствии с главой 8 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Так, Определением ФАС Московского округа от 16.10.2008 N КА-А40/10592-08 (Приложение 2) заявление о применении обеспечительных мер в виде приостановления действия решения налогового органа удовлетворено, так как документы, приложенные к заявлению, свидетельствуют о том, что единовременное решение оспариваемого решения налогового органа приведет к банкротству налогоплательщика, являющегося единственным в России производителем сплавов и бериллиевых бронз и прокатов этих сплавов.

Рассматривая тему вывода активов, возникает уместный вопрос: как быть с институтом добросовестного приобретателя? Конституционный Суд в своём Постановлении от 21 апреля 2003 г. N 6-П по этому поводу высказал мнение о рассмотрение данных отношений по аналогии с физическими лицами.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Договор личного страхования
По договору личного страхования страховщик обязуется за обусловленный договором страховой взнос (страховую премию), уплачиваемый страхователем, выплатить единовременно или выплачивать периодически страховое обеспечение в пределах обусловленной договором страховой суммы в случае причинения вреда жиз ...

Выдвижение и регистрация кандидатов
Выдвижение кандидатов и их регистрация – важный этап муниципальных выборов, целью которых является формирование органов местного самоуправления, способных эффективно решать стоящие перед муниципальными образованиями задачи. Федеральный закон предусматривает возможность реализации гражданином своего ...

Права и полномочия органов территориального общественного самоуправления
ТОСы с каждым днем играют все более важную роль в становлении гражданственности на территории различных регионов нашей страны., сегодня они играют немаловажную роль в решении вопросов, связанных с жизнеобеспечением населения. По сравнению с другими формами осуществления местного самоуправления это ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.coalink.ru