Юриспруденция » Правовое регулирование порядка доступа граждан к информации о деятельности судебных органов в Российской Федерации » Понятие и особенности судебной системы в Российской Федерации

Понятие и особенности судебной системы в Российской Федерации

Страница 3

В-третьих, «федеральная судебная власть находится в определенной связи и взаимодействии с другими ветвями власти (законодательной, президентской, исполнительной), что обусловливает единство и системность функционирования всего государственного механизма. Как справедливо указывает В.С. Нерсесянц необходимо «создать и утвердить сильную правозащитную судебную власть и добиться такого реального баланса трех самостоятельных ветвей власти», который необходим и достаточен для нормального функционирования демократии как механизма управления».

В-четвертых, существует предложение Л.В. Акопова о необходимости выделения в общей системе федерального конституционного права такой важнейшей его подотрасли как судебное право наряду с указным правом, парламентским, правительственным и контрольным правом. В этом контексте считаю вполне верным и вывод Ю.А. Тихомирова, а именно: «Предстоит вновь продумать возможности выделения судебного права, которое охватит судоустройство и все виды судопроизводства: уголовное, административное, гражданское, конституционное. Устройство судебной системы с ее ветвями и соответствующими им видами процесса вполне заслуживает такого признания в публичном праве. А специальные труды в данной сфере о специфике правосудия и процессуальных отраслей дают убедительные аргументы в пользу такого решения».

В-пятых, следует подчеркнуть, что из всех ветвей власти только судебная формируется исключительно на профессиональной основе, а специфика комплекса сдержек и противовесов в отношении данной ветви власти выражается в том, что ее самостоятельность гарантируется механизмом самоуправления судебной власти (прежде всего через органы судейского сообщества), а также конституционным закреплением социально-экономических гарантий независимости правосудия. «Таким образом, – как пишет Э.Курис, – обеспечивается полноценность судебной власти, означающая, что известное понимание судебной власти как «третьей власти» не имеет под собой никакого конституционного основания, так как по Конституции все три ветви власти равны. Разделение властей предполагает их равновесие, а равновесие, разумеется, невозможно между властями, которые имеют различный вес». Этот тезис, по нашему мнению, вполне применим и в российской конституционно-правовой теории и практике.

Таким образом, мы рассматриваем судебную власть как одну из ключевых ветвей в общей системе разделения властей российской государственной власти, а также в числе ведущих подотраслей конституционного права Российской Федерации. Здесь уместно привести формулу В.С. Шевцова о том, что: «Судебная власть – одна из основных отраслей государственной власти, осуществляемая самостоятельно и независимо от других форм и отраслей государственной власти посредством специальных органов этой власти судов, которые обладают правом исключительной монополии на эту власть».

Правда, полагаю не очень удачным в приведенном определении использования слова «отрасль» вместо уже устоявшегося термина «ветвь» по отношению к государственной власти. В связи с необходимостью внесения большей ясности в научный категориальный аппарат остановимся подробнее на различных вариантах определения дефиниции «судебная власть», встречающихся в литературе. Обратимся прежде всего к юридическим справочникам по конституционному праву.

Так, например, в справочнике под редакцией В.И. Лафитского (автор-составитель В.Н. Додонов) приводится следующее достаточно обширное (в расчете на комплексный подход) понятие, а именно: «Судебная власть – в соответствии с теорией разделения властей самостоятельная и независимая сфера публичной власти (наряду с законодательной и исполнительной). Представляет собой совокупность полномочий по осуществлению правосудия, т.е. полномочий по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских, административных и конституционных дел (споров) в порядке, установленном процессуальным законом, а иногда также полномочий по обязательному толкованию норм права…, нормотворческих полномочий…, контрольных полномочий… и некоторых других второстепенных полномочий…, а также систему государственных органов, осуществляющих вышеперечисленные полномочия…».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Смотрите также:

Понятие автономии
Автономия - в общем значении право самостоятельно решать вопросы, отнесенные к ведению кого-либо. В конституционном праве понятие автономии используется в нескольких аспектах: а) для обозначения так называемой государственной или областной автономии - формы национально-государственного устройства, ...

Проблемы уголовного законодательства в вопросах системы наказания
Наказание – центральный институт уголовного права. В нем наиболее полно и наглядно проявляются содержание и направление уголовной политики государства, значение отдельных институтов уголовного права и другие уголовно-правовые аспекты борьбы с преступностью. Оно является наиболее эффективным средств ...

Работа с обращениями, жалобами, заявлениями
Решения и действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, нарушающие права граждан, могут быть обжалованы в суде. Суд вправе отменить решение соответствующей избирательной комиссии об итогах голосования, о результат ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.coalink.ru