Юриспруденция » Правовое регулирование порядка доступа граждан к информации о деятельности судебных органов в Российской Федерации » Понятие и особенности судебной системы в Российской Федерации

Понятие и особенности судебной системы в Российской Федерации

Страница 5

Этот же автор подытоживает, что: «Судебная власть как политико-правовой феномен означает способность и возможность волевого воздействия на поведение людей со стороны государства, осуществляемого через специально созданные государственные структуры – суды и посредством деятельности судей в особых установленных законом процедурных формах».

Как отмечают В. Ржевский и Н. Чепурнова, судебная власть имеет собственную специфику, ибо она осуществляет такую особую форму государственной деятельности, которая организационно оформляется в качестве системы правосудия. Особенности данной формы заключаются в следующем.

Во-первых, ее осуществление нацелено на особую сферу деятельности государства, в которой выкристаллизовываются правозащитные, упорядочивающие и правоприменительные элементы содержания власти, устанавливаются основы фактического и правового равенства всех социальных групп и слоев населения, каждого отдельного гражданина перед судом и законом. В силу этого сфера правосудия приобретает самостоятельный характер во всей деятельности государства, чем обусловлено ее закрепление в каждой соответствующей Конституции в качестве отдельного, целостного блока.

Во-вторых, реализация данной формы имеет четкую направленность на осуществление судебной политики в государстве. Возможность вычленения именно судебной политики говорит о ее особого рода воздействии на общество в определенной сфере жизни с целью приведения его к желаемым структурным и функциональным характеристикам. Такое воздействие обеспечивает определенную направленность правоприменения для достижения уголовно-правовой, хозяйственно-правовой, административной, эколого-правовой и пр. охраны прав личности в условиях справедливого устройства общества.

В-третьих, для любой формы государственной деятельности характерно, что через ее посредство происходит осуществление определенных функций государства. Соответственно правосудие тесно связано с реализацией таких государственных функций, которые четко выражают его конкретное назначение.

Социальная обусловленность сферы осуществления правосудия свидетельствует о ее значительной роли во всем механизме социального управления и конституционного регулирования в стране.

Институт независимой и беспристрастной судебной власти является одним из ведущих показателей государства, основанного на конституционализме. Последнее десятилетие отличается весьма существенным повышением роли судов как в статике - в системе органов государственной власти, так и в динамике - конституционном развитии нашей страны. Рассмотрим этот феномен по возможности наиболее обстоятельно.

В современный период способность суда быть универсальным средством разрешения правовых споров и ликвидации правовых неопределенностей все более возрастает. Практически нет того, что не было бы подведомственно суду из сфер, относящихся к государственной и общественной жизни и способных составить предмет спора субъектов правоотношений. Тенденция феноменального расширения роли суда дает основание говорить о формировании принципа "судебного универсализма": суду подведомственно все то, что не отнесено к подведомственности других органов государственной власти.

Возрастание значимости суда и его универсализация как института публичной власти обусловливают важность анализа его роли в обеспечении поступательного конституционного развития конкретного государства и общества, а также в системе надгосударственных образований в целом. В современный период во внутринациональных или внутригосударственных отношениях роль суда в конституционном развитии проявляется, как представляется, в трех основных направлениях:

- обеспечение действия юридической и фактической конституции (защита основ конституционного строя, прав и свобод, местного самоуправления и других институтов публичной власти);

- побуждение законодателя и других органов, осуществляющих нормотворчество, к принятию актов, соответствующих Конституции РФ или вытекающих из ее смысла;

- формирование судебного права, формирующего фактически вторичный слой норм, составляющих основной закон государства и общества.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Смотрите также:

Приобретение бесхозяйного имущества
Бесхозяйная вещь – вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности, на которую собственник отказался (ст.225 ГК РФ). В группу бесхозяйных вещей объединяются: брошенные собственником вещи, находки, безнадзорные животные, клады. Брошенными счи ...

Предпринимательская деятельность российских граждан как специальный правовой институт
По Владимиру Далю предприниматель - это предприимчивый торговец, способный к предприятиям, крупным оборотам, смелый, решительный, отважный на дела этого рода человек. Предпринимательская функция - это занятие частного делового человека. Однако не каждый деловой человек является предпринимателем. С ...

Объекты прав, подлежащие государственной регистрации
Согласно статье 131 ГК РФ государственной регистрации подлежат следующие права на недвижимость: - право собственности; - право хозяйственного ведения; - право оперативного управления; - право пожизненного наследуемого владения; - право постоянного пользования; - ипотека; - сервитут, - и иные права ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.coalink.ru