Юриспруденция » Правовое регулирование порядка доступа граждан к информации о деятельности судебных органов в Российской Федерации » Правовое регулирование информирования граждан о деятельности судебных органов Российской Федерации через средства массовой информации

Правовое регулирование информирования граждан о деятельности судебных органов Российской Федерации через средства массовой информации

Страница 1

Средства массовой информации вступают в роли некого посредника между собственником или владельцем информации и неограниченным кругом лиц, которые могут потенциальными потребителями информации.

Освещение средствами массовой информации (прежде всего - государственными) деятельности судебных органов является необходимым условием обеспечения должной информированности граждан и общества в целом о деятельности государственных органов, соблюдения при этом общественных интересов.

Конституция Российской Федерации впервые в российской истории конституционно закрепила понятие «свобода массовой информации» и дала этой свободе высшую конституционную гарантию: «Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается» (ч.5 ст.29).

Закрепленный в ст.1 Закона «О средствах массовой информации» 1991г. комплекс прав, входящих в объем понятия свободы массовой информации, можно разделить, исходя из их содержания, на следующие группы:

1. права, непосредственно обеспечивающие поиск, получение, производство и распространение массовой информации;

2. права, связанные с организационным обеспечением создания и деятельности средств массовой информации (право свободно учреждать, владеть, пользоваться и распоряжаться средствами массовой информации);

3. права, обеспечивающие материально-технические условия деятельности СМИ.

Важно отметить, что в ст.1 Закона «О СМИ» не говорится о пределах свободы массовой информации и дается лишь ссылка на то, что свобода массовой информации в России может быть ограничена только законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.

Свобода массовой информации имеет в России, в первую очередь, конституционные ограничения. Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду; запрещается пропаганда социального, расового, религиозного или языкового превосходства; не подлежат разглашению сведения, составляющие государственную тайну, перечень которых определяется федеральным законом (ч.2 и 4 ст.29 Конституции РФ). Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ч.3 ст.17), например, право на неприкосновенность частной жизни (ч.1 ст.23), сбор о гражданине информации, ее хранение и распространение без его согласия не допускаются (ч.1 ст.24).

В ст.4 Закона «О СМИ» установлен запрет на злоупотребления свободой массовой информации и дан открытый перечень форм злоупотреблений этой свободой. Эти положения Закона в системе с конституционными запретами и основаниями ограничения прав и свобод человека и гражданина (ч.2. ст. 29 и ч.З. ст. 55 Конституции РФ), а также нормами статьи 10 Конвенции о гражданских и политических правах и ст. 19 Международного пакта, очерчивают легальные границы свободы массовой информации.

В соответствии с законодательством Российской Федерации в России существуют государственные, частные и иные СМИ.

Отметим тот факт, что Закон «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» понимает под государственным федеральным средством массовой информации - средство массовой информации, учредителем которого выступает федеральный орган государственной власти; под государственным региональным средством массовой информации - средство массовой информации, учредителями которого выступают федеральные органы государственной власти совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации либо только органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Информация о деятельности органов государственной власти, согласно Закону, распространяется исключительно посредством государственных федеральных аудиовизуальных средств массовой информации. Примером такого средства массовой информации является Всероссийская государственная теле-, радиокомпания (ВГТРК).

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также:

Коллизионные нормы и их значение в правовом регулировании отношений, осложнённых иностранным элементом
Коллизионное право представляет собой совокупность коллизионных норм в системе международного частного права государств. Оно включает в себя"внутренние" коллизионные нормы, источниками которых является законодательство данного государства и его судебная практика (в странах, где она призна ...

Место геноцида в системе преступлений против мира и безопасности человечества
История развития современной цивилизации свидетельствует о том, что страны мира при их многообразии и полярности так или иначе вынуждены сталкиваться с общими проблемами, реализация которых возможна только путем сотрудничества, поиска наиболее оптимальных, приемлемых решений. В данном случае общепр ...

Приобретение бесхозяйного имущества
Бесхозяйная вещь – вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности, на которую собственник отказался (ст.225 ГК РФ). В группу бесхозяйных вещей объединяются: брошенные собственником вещи, находки, безнадзорные животные, клады. Брошенными счи ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.coalink.ru