Юриспруденция » Правовое регулирование порядка доступа граждан к информации о деятельности судебных органов в Российской Федерации » Правовое регулирование информирования граждан о деятельности судебных органов Российской Федерации через средства массовой информации

Правовое регулирование информирования граждан о деятельности судебных органов Российской Федерации через средства массовой информации

Страница 3

Перечисленные выше правомочия журналиста как раз и являются проявлением инициативы СМИ в поиске информации.

Как отмечается в одном из комментариев к Закону «О СМИ», «такими же правами, за исключением права на запрос информации, в соответствии со ст.29 Конституции РФ обладает каждый гражданин РФ. Однако СМИ имеют определенные преимущества в этих правах, что обусловлено их социальной ролью в обществе. Перечисленные в статье полномочия журналиста составляют содержание права на доступ к информации».

Итак, важнейшим правом журналиста или редакции СМИ, которая также может участвовать в отношениях по поиску информации, является запрос информации, которая может быть запрошена в судебных органах.

По мнению М.А. Федотова, «запрос информации можно определить как обращение редакции или журналиста к государственным органам и организациям, общественным объединениям и должностным лицам с целью получения сведений об их деятельности».

Запрос может быть направлен как в письменной форме, так и сделан устно. По нашему мнению, предпочтительней является письменная форма, когда запрос имеет вид официального документа, т.е. выполнен на бланке редакции СМИ, имеет подпись главного редактора, исходящий номер и дату. Непредставление информации может квалифицироваться как воспрепятствование законной деятельности средства массовой информации.

Согласно ст.58 Закона РФ «О СМИ» воспрепятствование законной деятельности учредителей, редакций, издателей и распространителей продукции СМИ, а также журналистов влечет уголовную, административную, дисциплинарную ответственность или иную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

В том случае, если судебный орган не предоставил по запросу журналиста или редакции СМИ необходимую информацию, такое действие суда может быть обжаловано СМИ в установленном законом порядке.

Без преувеличения можно утверждать, что реализация права граждан на информацию, обеспечение свободного доступа к имеющей общественное значение информации, информационная открытость органов власти являются важнейшими условиями и критериями функционирования правового государства. Именно реализация права граждан на информацию обеспечивает реальное, а не только формальное участие граждан в жизни государства. Следует подчеркнуть особую значимость этого права: оно выступает связующим элементом всей системы основных прав и свобод. Только при условии его соблюдения можно говорить о фактической реализации личных, политических, социальных, экономических, экологических и культурных прав и свобод.

В этой связи, деятельность судебных органов по информационному обеспечению средств массовой информации, как и деятельность самих СМИ, непосредственно связаны с обеспечением реализации права граждан на доступ к информации.

При этом, распространяя информацию о судах через СМИ и иным способом, необходимо соблюдать установленные законом принципы, о которых речь шла уже выше.

Доступность информации можно охарактеризовать как возможность реализации беспрепятственного доступа к информации субъектов, имеющих на это надлежащие полномочия.

Также доступность информации можно охарактеризовать как физическую возможность ознакомления с ней, извлекая ее из того документа или устного сообщения, форма которого должна быть таковой, чтобы облегчить прочтение и понимание сообщенной информации.

Доступность информации обеспечивается прежде всего служащими суда, специально уполномоченными на предоставление ее пользователям, их компетентностью, а также правильностью, простотой, стройностью, структурированностью и единством оформления документов, в которых указанная информация содержится. С учетом вышеизложенного, обобщая результаты научных исследований, представляется необходимым выделить юридически значимые характеристики информации, обусловливающие ее как правовую категорию (общие свойства): физическая неотчуждаемость информации от обладателя; содержательность и независимость форм предоставления сведений, а также свойства гражданско-правового характера (особые свойства) информации: обособляемость; тиражируемость; организационная форма; релевантность, что, по нашему мнению, довольно полно отражает ее характеристики.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также:

Коммерческие банки
Правовое положение коммерческих банков определено также Банковским кодексом Республики Беларусь. Банк является коммерческой организаций, зарегистрированной в порядке, установленном законодательством, и имеющей на основании лицензии, выданной Национальным банком, исключительное право осуществлять в ...

Понятие, функции, полномочия и права Федеральной миграционной службы России
Федеральная миграционная служба (ФМС России) является федеральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере миграции и осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции. ФМС России подведомств ...

Общие правовые последствия недействительности сделок
Общим последствием недействительности сделок в соответствии с ГК РФ является реституция. «При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в поль ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.coalink.ru