Юриспруденция » Областная реформа Петра I » Общая характеристика областной реформы

Общая характеристика областной реформы

Страница 2

Однако реформа оказалась не по плечу Петровской России. У русского народа не оказалось ни средств, ни подготовленных лиц, ни достаточно культурной среды, чтобы воплотить эту систему в жизнь, наполнить её формы соответствующим содержанием. У государства не было средств, чтобы регулярно содержать на жаловании введенный реформой в оборот административный персонал. Большинство административно-судебного персонала приходилось вербовать из тех же старых подьячих, дьяков, воевод, воспитавшихся на старой приказной практике со всеми её пороками и косностью. Получивший новое наименование старый служилый персонал никак не мог проникнуться новыми началами реформы. Судебные и административные власти с трудом понимали принцип разделения ведомств и труда. "Администрация, так же, как и население, знать не хотела инстанций и лезла в Сенат и к государю, по старой уездной практике, с такими мелочами, которые вполне были подведомственны администрации дистрикта и "нижних судов".

Все это заставило Петра "забить отбой к старине, к доморощенной простоте и дешевизне управления". В первую очередь, пожертвовали принципом разделения властей, и уже в 1722 г. началась новая ломка в только что наладившейся в 1721 г. системе.

Тормозящее влияние на осуществление областной реформы 1719 – 1722 гг. оказали введение подушной подати и расквартирование войск среди населения провинций. "Организация того и другого дела, проводившаяся почти одновременно с областной реформой, ввела в область новые власти и учреждения, с компетенцией переплетающейся и аннулирующей всякое значение областной администрации".

"Что же удивительного, что новая администрация, уже в своей природе носившая элементы разложения и парализованная в своих действиях посторонними ей силами и учреждениями, далеко не оправдывала возложенных на неё надежд, с трудом "волоча" не только дела своих челобитчиков, но прямые свои обязанности пред центральными учреждениями".

Реформа областной администрации осуществлялась на протяжении четверти века, но так и не была завершена. Органы власти на местах менялись с такой поспешностью и шараханьем, что для воссоздания их структуры потребовались бы десятки страниц, поэтому приходится ограничиться лишь ее общей характеристикой. Сомнительный успех в проведении реформы местных органов власти, скорее всего, был связан с причудливым сочетанием различных принципов, которыми руководствовался Петр при организации областных учреждений: бюрократическое начало соседствовало с выборным, а то и другое — с военно-административным. Чехарда наблюдалась даже в названиях территориально-административных единиц: привычные уезды назывались то долями, то дистриктами.

Плоды областной реформы 1719 г. были ликвидированы восемь лет спустя: в 1727 г. из провинций вывели расквартированные там полки; манифест 9 февраля обязал "как надворные суды, так и всех лишних управителей и канцелярии, и конторы камериров, земских комиссаров и прочих тому подобных вовсе отставить". В итоге повсеместно было восстановлено единоличное правление губернаторов и воевод.

Причин неудачи, постигшей областную реформу Петра, было несколько. Создавая сеть областных учреждений, царь руководствовался по крайней мере двумя соображениями. Одно из них состояло в намерении создать управленческий механизм, способный, как ему казалось, преодолеть закоренелые недостатки областных учреждений предшествующего времени: волокиту, произвол, неправосудие, мздоимство. Созданные реформой местные учреждения должны были распространить на периферию рациональные принципы, которыми преобразователь руководствовался при создании центральных учреждений. Другая цель реформы состояла в обеспечении пресловутой "тишины" в государстве, к которой стремились все монархи, правившие страной до Петра и после него. Новый аппарат должен был более эффективно обеспечить своевременное взимание налогов, мобилизацию рекрутов, подавление в самом зародыше всякого протеста и недовольства трудового населения.

Однако в отличие от центрального аппарата, немногочисленного по структуре, можно сказать изящного, областные учреждения оказались громоздкими и неуклюжими. На поверку выяснилось, что содержание разбухшего аппарата на местах значительно превосходило материальные ресурсы государства.

Две надежды царя рухнули, прежде всего, потому, что выявилась их преждевременность. Первая из них относится к попытке отделить суд от администрации; это явление было чуждо феодальному правопорядку и опережало реальные события на полтора века. Вторая была обречена на провал потому, что попытка опереться на провинциальное дворянство не могла иметь успеха, ибо это сословие приобретет корпоративное устройство только полвека спустя, когда оно освободится от обязательной службы. Неудача здесь была неизбежной, ибо возникало непреодолимое противоречие между обязательной службой дворян, протекавшей вдали от их поместий, и стремлением установить тесные контакты с дворянским обществом и привлечь его представителей в качестве выборных лиц в учреждения, являвшиеся привеском к бюрократической системе областной администрации.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Решение индивидуальных трудовых споров
Индивидуальные трудовые споры о применении действующего законодательства о работе решаются в порядке, предусмотренном главой XV КЗоТ "Индивидуальные трудовые споры". За признаком подведомственности можно выделить 3 вида порядка рассмотрения индивидуальных трудовых споров. 1. Общий порядок ...

Конституционные гарантии индивидуальной предпринимательской деятельности в Российской Федерации
Конституция России 1993 г. закрепила право человека на свободу предпринимательской деятельности (ст.34 Конституции): 1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности. 2. Не допускается э ...

Методика расследования экономических и других преступлений
Для раскрытия данного вопроса необходимо рассмотреть данные виды общественно опасных деяний. В соответствии с ст. 160 Уголовного Кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 года, под присвоением или растратой понимаются преступления, такие как хищение чужого имущества, вверенного виновному. По сущ ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.coalink.ru